Группа сенаторов во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко подготовила поправки в Уголовный кодекс, которые расширят понятие «уклонение от уплаты налогов» (статья 199). Если документ будет принят, то ответственность будет ужесточаться в случае использования офшорных схем, фирм-однодневок и внутрихолдинговых цен для налоговых махинаций.
Причем под уклонением от налогов авторы законопроекта, по сведениям газеты «Ведомости», подразумевается искажение или непредставление информации о контролируемых иностранных компаниях (КИК), хотя такого понятия в российском праве пока что нет.
Понятие «контролируемая иностранная компания», скорее всего, появится в Налоговом кодексе только осенью — государственные ведомства сошлись на том, что оно необходимо для обещанной президентом деофшоризации экономики.
При этом пока существуют два проекта введения понятия КИК в российское законодательство, один подготовлен Министерством финансов, другой — Министерством экономического развития совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Минфин предлагает трактовать понятие КИК крайне расширительно, чтобы под него попали как можно больше компаний. В РСПП посчитали, что ведомство Антона Силуанова таким образом хочет одним махом решить много задач, в том числе увеличить налогооблажение российских холдингов, сократить отток капитала и уменьшить использование офшорных схем в криминальных целях. Более того, Минфин предложил регистрировать всех владельцев КИК в налоговой, что заметно увеличило бы нагрузку на ведомство.
Минэкономики и РСПП противопоставили проекту Минфина свой документ, в котором не предусмотрено массового контроля КИК, зато прописано увеличение налогообложения прибыли кипрских, нидерландских, швейцарских и люксембургских «дочек» российский компаний вне ТЭКа и банковского сектора до 9%. Сам термин КИК РСПП считает необходимым оставить только для настоящих офшоров, оставив за ними право для свободного реинвестирования капитала на родину.
В результате критики со стороны предпринимательского сообщества законопроект Минфина пока не согласован правительством — а по закону именно оно имеет право вносить законопроект на рассмотрение парламента, Минфин этого права лишен.
Законопроект о введении в Налоговый кодекс понятия «контролируемая иностранная компания» и разработанные в Совете Федерации поправки в УК поступят в Государственную думу одновременно, в осеннюю сессию, рассказал «Веомостям» руководитель экспертной группы Совета Федерации по разработке законодательства о деофшоризации Сергей Шугаев. При этом сначала на голосование будут поставлены поправки в Налоговый кодекс, иначе второй законопроект получится бессмысленным.
Сергей Шугаев также успокоил предпринимателей тем, что нововведения в УК вступят в силу не сразу, так что у компаний будет время на вывод активов из офшорных схем.
Вообще ужесточение ответственности за уклонение от уплаты налогов при помощи офшорных схем — давняя идея Следственного комитета. Сейчас уголовный кодекс составлен таким образом, что ответственность наступает только в случае фальсификации налоговой отчетности. В СКР говорят, что на этом легко может попасться мелкий и средний бизнес, а крупные компании уходят от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов вполне легальными методами.
Для того, чтобы установить подконтрольность компании, необходимо проводить оперативную работу (прослушка, внедрение агентов и т. д.), которая возможна только в случае возбуждения уголовного дела — а для этого нужна соответствующая уголовная статья. Иначе Федеральная налоговая служба просто не в состоянии установить подконтрольность компании и, соответственно, зафиксировать факт сделки с трансфертными ценами, которые используются для вывода средств за пределы страны и утаивания их от фискальных органов.
Причем судить за незаконные схемы можно будет не только главных бухгалтеров и генеральных директоров компаний, которые решили при помощи офшоров уклониться от уплаты налогов, но их владельцев — любые бенефициары выгоды могут привлекаться качестве соучастников.
Несмотря на то, что законопроект Минфина о КИК пока еще не готов к внесению на рассмотрение депутатов, поправки сенаторов в Уголовный кодекс уже одобрены, за небольшим исключением, и правительством, и Верховным судом. Обеим инстанциям не понравилось то, что в законопроекте прописана конфискация «орудий, оборудования и иных средств совершения преступления» у пособников уклониста, в том числе банков. Эта норма, скорее всего, из законопроекта исчезнет только после первого чтения. Официальные отзывы подписаны главой аппарата Правительства Сергеем Приходько и бывшим зампредом Верховного суда Анатолием Толкаченко.
У нововведений есть и противники — все-таки поправки в УК резко расширят возможности правоохранительных органов, что традиционно беспокоит предпринимателей. В случае принятия поправок использование офшоров будет приравниваться к тяжким преступлениям, а срок давности по ним составляет десять лет. Если в УК появится наказание за использование трансфертных цен для ухода от налогов, то любая заключенная не по рыночной цене сделка сможет стать поводом для возбуждения уголовного дела — причем разбираться в хитросплетениях отношений коммерческих компаний будет не налоговый инспектор, а следователь.