Депутаты приняли настоящий «антинародный закон». Пока в первом чтении. Он запрещает разливать алкогольные коктейли в поллитровые емкости и продавать крепкое пиво и коктейли с 23 до 8 часов утра. Потребление алкоголя если и сократится, то незначительно, а вот небольшой передел рынка случится.
Рынок крепкого пива и слабоалкогольных коктейлей ожидают нелегкие времена. Депутаты приняли закон, ограничивающий их продажу. Продажа пива крепче 5 градусов запрещается с 23 часов вечера до 8 часов утра. Запрет на продажу пива в палатках также довольно мягкий — он касается только напитков крепче 5 градусов, то есть большинство сортов светлого пива. Торговать чем-либо крепче пяти градусов запрещается на вокзалах, в аэропортах, с рук и лотков, на оптовых рынках и прочих «местах скопления людей».
Обязывает новый закон маркировать акцизной маркой напитки крепче 7 градусов. Ранее маркировались акцизными только напитки крепче 9 градусов.
Предлагается ввести обязательную маркировку слабоалкогольной продукции с содержанием спирта свыше 7%. Запрещается оборот указанной продукции, разлитой в тару более 330 мл. Пиво признается «алкогольной продукцией»: вводится определение «пива» как «алкогольной продукции, которая произведена из солода, хмеля, дрожжей и воды без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок».
В начале 2010 года приравнять пиво к остальному алкоголю предлагало Росалкогольрегулирование. Поправки ведомства обязывали пивоваров и дистрибуторов получать лицензию у ведомства. В законопроекте содержалась и норма, запрещающая продажи пива в киосках в случае, если его крепость превышает 5 процентов.
Данный законопроект состоит из грамотно выстроенных запретительных мероприятий, заявил член комитета по экономполитике Виктор Звагельский ( он же соучредитель и руководитель фирмы «Ятъ», торгового дома «Подмосковные вечера» и группы компаний «Красная звезда» - производство и торговля водкой). Как показывает статистика, отметил Звагельский, введение минимальной розничной цены снизило количество контрафакта на 20%. Запрет продажи алкоголя в ночное время снизило преступность. Вводить госмонополию невозможно, пока не достигнута прозрачность, чтобы на рынке остались только те предприятия, которые в полной мере платят налоги. Звагельский заявил, что законопроект разрабатывался долго и некоторые его положения надо дорабатывать.
Законопроект более всего бьет по двум категориям потребителей алкоголя — любителям крепкого пива и слабоалкогольных коктейлей. Рынок слабоалкогольных коктейлей сформировался в России в конце 90-х — начале 2000-х. До этого на рынке наблюдался рост по 20-30 процентов. Серьезной конкуренции между пивом и коктейлями нет: коктейли потребляют в 15-20 раз меньше пива.
Крепкое пиво приобрело относительно небольшую, но устойчивую аудиторию в России. По данным аудита розничной торговли, проведенного компанией "Бизнес Аналитика", в первой половине 2010 года доля пива крепостью 6% и выше составила чуть больше 13% в стоимостном выражении от продаж пива. Эксперты говорят о тенеднции к снижению потребления крепкого пива.
Официально депутатов заботит процесс «алкоголизации населения». По данным Росстата, объем употребления алкоголя в Российской Федерации на одного человека в год в пересчете на абсолютный спирт составил в 2005 году — 9,31 литра, в 2006 году — 9,47 литра, в 2007 году — 9,76 литра., 2008 году - 9, 6 литра. Однако депутаты, вслед за некоторыми экспертами, оценивают реальный уровень потребления в 18 литров в год.
Простая иллюстрация: в кризис резко сократилось потребление пива и слабоалкогольных напитков и выросло потребление дешевой водки. Потребление легальной водки в кризисном 2009 году уменьшилось на 10 процентов, доля нелегальной пошла резко вверх с 30-35 процентов до 45-47. При этом в Росалкогольрегулировании уверяют, что потребление легальной водки в 2010 году оставалось на приблизительно том же уровне. По данным аудита компании «Бизнес аналитика», в 2009 году объем потребления пива сократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах с населением менее 100 тысяч жителей, а также на селе. Слабоалкогольные коктейли «просели» в кризис на 10 процентов.
То есть: потребитель, которого обстоятельства (в кризис в лице резкого падения доходов, ныне в виде депутатов) «вытесняют» из одного сегмента, уходит в другой сегмент.
Контрафактную водку в правительстве тоже рассчитывают побороть. Сейчас, по данным экспертов, мощности заводов используются примерно на треть: в 2008 году мощности спиртзаводов использовались в среднем на 37 %, в 2009 году на 32 %. Это означает, что в остальное время завод производит контрафактную водку, что сильно не нравится Росалкогольрегулированию. Теперь заводы обяжут загружать мощности решением правительства (читай Росалкогольрегулирования). Что, наверно, хорошо государству и чиновникам. Остальные граждане могут воспринимать это как обычно: «Даже если будет восемь -
Все равно мы пить не бросим.
Вы скажите Ильичу -
Нам и десять по плечу.
Если будет двадцать пять-
снова Зимний будем брать!»