Сбербанк, крупнейший финансовый институт страны, с понедельника резко сократил ставки по депозитам, причем как в рублях, так и в валюте.
Почти до нуля снизилась доходность долларовых депозитов на срок до трех месяцев. Максимальную ставку — 2% годовых — можно получить при вложении 20 тысяч долларов и более на три года. Аналогичный вклад в евро принесет только 0,65% годовых. «Ведомости» обращают внимание на то, что ставки Сбербанка ниже, чем у одного из крупнейших в мире банков Goldman Sachs, он предлагает 1,05% годовых.
Ставки для рублевых депозитов снижены на 0,4-1,05 п.п. в зависимости от размера и срока. Теперь максимум, на что можно рассчитывать — 7,3% годовых. Их клиент получит при вкладе в 700 тысяч рублей на 1-2 года.
В Сбербанке объясняют снижение ставок общим трендом, хотя большая часть крупных финансовых организаций будут предлагать для клиентов менее выгодные условия только теперь.
Впрочем, выбора у Сбербанка действительно не было. В российской экономике происходят сейчас одновременно два процесса. Во-первых, снижается инфляция, что, помимо замедления роста цен, означает снижение доходности бизнеса. Во-вторых, страна так и не вернулась к экономическому росту, рецессия продолжается, а это еще одна причина того, почему бизнес не способен предложить банкам выгодные проекты для взятия кредитов.
Иными словами, банкам некуда девать деньги населения и компаний, которые размещаются на депозитах, а раз предложение превышает спрос, значит и ставки снижаются.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова рассказала «Ведомостям», что корпоративное кредитование, как и год назад, растет на 3–4% в год, розничное — в минусе, а приток депозитов по-прежнему 15–20% в год.
Избыток денег в банковской системе — основная причина планов ЦБ по «перетягиванию» через различные механизмы ликвидности на себя. Страшный сон сторонников поддержки экономического роста монетарными властями объясняется очень просто: предприниматели не готовы сейчас брать кредиты на условиях, которые готовы предоставить коммерческие банки.
Однако такой расклад не может длиться вечно: в какой-то момент банки все-таки начнут снижать проценты по кредитам, что приведет к увеличению спроса на кредиты и, в конечном счете, к росту инвестиций в экономику.
Иное дело — ставки по вкладам в валюте. До обвала курса рубля в 2014-2015 гг. население и предприятия охотно брали кредиты в долларах и евро, хотя доходы имели в национальной валюте. После обесценивания рубля неприятный урок получили все: кредиторы теперь имеют дело с проблемными заемщиками, а сами заемщики - с резко возросшими платежами. И если в 2014-2015 гг. компании еще запасались валютой для выплаты внешних займов, то теперь пик платежей пройден, и поступающей в страну валюты от экспорта, в принципе, хватает для оплаты долгов перед иностранными инвесторами. Так что банкам валюта теперь просто не нужна, потому что никто не собирается брать валютные кредиты.