будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Олигархи с железной дороги

Пару лет назад много говорили о реформе естественных монополий. В энергетике ее до сих пор регулярно стопорят. В газовой отрасли вот-вот в очередной раз собираются обсудить новую версию плана. Заметный рывок вроде бы совершили железные дороги — нет уже Министерства путей сообщения, на его месте выросло акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» — рыночное по форме и не менее прежнего монополистическое по содержанию.

На прошлой неделе в Москве должны были состояться два взаимоисключающих мероприятия. На первом, заседании правления РАО «РЖД», руководители крупнейшей транспортной компании собирались обсуждать программу капитальных вложений на текущий год, а также вопросы об обеспечении условий и охраны труда железнодорожников. Эти обсуждения прошли во вторник, а в среду, видимо в качестве противовеса, должна была состояться пресс-конференция на тему: «22 сентября в России начинается голодовка железнодорожников». В ней должны были принять участие председатель Российского профсоюза локомотивных бригад и руководители первичных профорганизаций.

Первое мероприятие прошло, как и было намечено, и присутствовавшие на нем руководители компании выступили с интересными докладами. О пресс-конференции же собравшихся голодать рядовых тружеников стальных магистралей, до сих пор ни слуху, ни духу. Может быть, эта пресс-конференция и в самом деле состоялась, но на приглашенных сильного эффекта не произвела. И поэтому никакой информации в прессу о ее итогах не просочилось. Хотя это удивительно: голодающий железнодорожник — вещь настолько невозможная, что подобные экземпляры человеческой породы, если они в самом деле существуют, надо показывать в зоопарке или в музее Дарвина.

Как правило, у нас в стране собираются голодать доведенные до отчаяния люди, которым на работе уже давно не выплачивают заработную плату, у которых нет других средств к существованию, которые уже отчаялись добиться реализации своих прав легальными способами. Сказать такое про железнодорожников просто невозможно, так как с заработной платой у них и раньше был полный порядок, а сейчас и подавно. Например, в январе-июле прошлого года средняя заработная плата на перевозках составляла 7997 рублей в месяц, а за январь-июль текущего года она подросла до 10376 рублей. То есть увеличение на 30% за год, что далеко опережает и рост ВВП, и инфляцию вместе взятые. Это, конечно, не самый высокий показатель по народному хозяйству, так как есть отрасли, где платят еще больше, — нефтяная промышленность и металлургия, — но что делать?! Железнодорожники ведь сами ничего не производят, а только перевозят чужие грузы. Причем, очень часто перевозка грузов носит вынужденный характер. Скажем, после 1992 года направление грузопотоков серьезно поменялось, потому что предприятия, раньше работавшие исключительно на внутренний рынок, были вынуждены переориентироваться на рынок внешний, что привело к появлению дополнительных расходов на транспорт. То есть в некоторым смысле можно сказать, что ухудшение положения производителей товаров привело к улучшению перевозчика грузов. Тем более, что этот перевозчик остается практически единственным для всех грузоотправителей.

Жаловаться на плохое финансовое состояние наши железнодорожники не имеют никакого права: ни рядовые служащие, ни начальствующий состав. Финансовое состояние у них просто прекрасное и будет таким еще очень долго.

Более того, рядовые служащие очень многим обязаны именно своему руководству, которое постоянно выбивает им повышение заработной платы. Так как отрасль находиться в государственной собственности и все финансовые показатели в ней контролируются государством, железнодорожному начальству каждый год приходиться вертеться ужом, чтобы расширить финансовые возможности компании и получить ресурсы для повышения ставок заработных плат. Методы, которые они используют, в общем, незамысловаты, но по-прежнему эффективны. Хотя каждый раз отраслевым лоббистам приходиться все труднее их применять.

Чтобы увеличить размер финансовых ресурсов, руководители РЖД каждый год продавливают повышение тарифов на железнодорожные перевозки, аргументируя это, во-первых, ростом энерготарифов (из-за чего дорожают перевозки на электрифицированных дорогах), во-вторых, ростом цен на топливо (из-за чего дорожают перевозки на тепловозной тяге) и, в-третьих, необходимостью профинансировать обширную инвестиционную программу, без которой отрасль тут же придет в катастрофическое состояние. Инвестиционная же программа должна учитывать постоянный рост стоимости строительных материалов, поэтому инфляционный компонент в ней обязательно присутствует. При этом борцы за безопасность движения (а именно под этим соусом каждый раз подается инвестпрограмма) скромно умалчивают о желании повысить заработную плату своим служащим (а заодно и себе).

Приводимые аргументы почему-то всегда действуют на Правительство безотказно, и оно соглашается на повышение тарифов, пусть и не в тех размерах, которые требовала для себя транспортная монополия. Но это, скорее, дань традиции — нельзя же, в самом деле, давать ровно столько, сколько запрашивают, иначе Правительство просто перестанут уважать.

В результате мы имеем каждый год рост тарифов, который никак не связан с деятельностью перевозчика. Грузооборот последние несколько лет хотя и растет, но незначительно, а пассажирооборот едва растет или вообще снижается. Зато заработная плата, как мы уже видели, растет постоянно и очень быстрыми темпами. Настолько быстрыми, что она, на сегодняшний день, достигает 36% в стоимости перевозок. А вот доля затрат на электроэнергию и топливо, которые обычно выступают в качестве генераторов повышения тарифов, совсем незначительная — 7% и 5% соответственно. Так что, как их рост может использоваться для обоснования роста тарифов на железнодорожные перевозки, понять очень трудно.

Видимо, чувствуя слабость этого довода, руководители РАО «РЖД» и выкатывает инвестиционную программу. В прошлом году она планировалась в размере 100 млрд. руб., а в 2004 году — 122 млрд. руб. Хотя рост стоимости инвестпрограммы действительно во многом связан с инфляцией, но не только с ней. В перечень объектов, которые очень хочет достроить РАО «РЖД», включены некоторые стройки, названия которых заставляют вспомнить недоброй памяти министра Аксененко. Это подъездные пути к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых в Восточной Сибири, на реновацию которых РЖД собирается угрохать 18 млрд. руб. — сумму, почти равную приросту инвестпрограммы в текущем году. В свое время над тем, чтобы провести к этим месторождениям рельсовые пути, немало потрудился именно Николай Аксененко. Вероятно, надеясь потом начать их промышленную эксплуатацию. Хотя не совсем понятно, зачем транспортной компании собственные месторождения угля и руды — ведь эпоха паровозов давно закончилась. Правительство в 2001/02 годах эти стройки заморозило, а потом отправило в отставку их инициатора, но, как видим, дело его не заглохло и продолжает требовать все новых и новых инвестиций. Оплачивать их, разумеется, придется всем пользователям услуг железных дорог за счет очередного повышения тарифов.

Так, бывшее МПС, а ныне РАО «РЖД» не только повышает заработную плату работникам вне всякой связи с интенсивностью их труда, но и собирается осваивать природные ресурсы, чтобы стать кроме транспортных, еще и сырьевыми олигархами. Сможет ли кто-нибудь их остановить и лечь, так сказать, на пути локомотива?

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).