будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гринько Иван

Олимпийские нули

Олимпийские нули
olimp.gif

Что такое «Олимпиада в Сочи»? На сегодня имеется три трактовки, представляющиеся не совсем банальными. Олимпиада — это маркетинговый продукт. Олимпиада — способ изящного освоения мегабюджета. Олимпиада — это способ аппаратной капитализации.

Что-то продвинули

Победные реляции вокруг «Олимпиады в Сочи» не утихают. Ну, например, генеральный директор Заявочного Комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко заявил — «оглядываясь назад, мы уверены в том, что Заявочный комитет сделал все максимально возможное для победы, мы создали уникальную заявку, серьезно повлияли на восприятие города Сочи и нашей страны без преувеличения во всем мире. Мы горды за достигнутый результат». Выходит из этого заявления и то, что победил скептиков из МОК едва ли не весь народ. И завершается в том духе, что-де «расслабляться рано» и «надо работать дальше».Этот стиль легко узнать — это эпос, сродни «Слову о полку Игореве» (там, правда, «нашим крепко досталось»), только бюрократического розлива.

Есть, впрочем, и более взвешенные комментарии. Причиной победы России в гонке за ОИ-2014 стала синергия трех компонентов — считает один из специалистов по спортивному маркетингу, с которым побеседовал корреспондент «Полит.ру». Первый — личное участие в проекте президента Владимира Путина (это отмечают буквально все — наверно суждение все-таки справедливо). Несмотря на всю патетику, президент значительно усилил российскую делегацию, и если бы не его присутствие, шансов у Сочи выиграть было бы меньше. Второй — делегация провела время в Гватемале с пользой и успела лично заняться лоббированием, убедить всех в своей искренности и стабильности. Выступление России было крайне эмоциональным, в отличие от Кореи и Австрии. Третьим компонентом явилось удачное использование маркетинговых технологий. Заявка Сочи создавалась по правилам и в соответствии с технологиями продвижения товара. Все, что мы видели, было продвижением продукта с блестящей упаковкой и контентом, с проработанной идеологией и выстроенной коммуникацией. Правда был один маленький нюанс: этого продукта не существует в реальности. Теперь понятно, что планка в маркетинге задана очень высоко. В целом вся предвыборная компания, по мнению эксперта, обошлась в десятки миллионов долларов. Это сравнимо, скажем, с кампанией по продвижению какого-нибудь товара на большой рынок, где сильна конкуренция. И порядок цифр приблизительно тот же, что был у петербургского саммита G8.

Волнующее слово

Всех обычно беспокоит вопрос — а сколько «это» стоит. Оценить сложно, по разным причинам. Наш эксперт отметил, что если разносить расходы по центрам затрат, то есть сама Олимпиада и реконструкция Сочи как города, то вряд ли проведение самой Олимпиады будет стоить больше в разы больше чем в Турине-2006. Т.е. порядка $1,5-3 млрд.

Но есть нюанс. Сейчас Сочи — это полное отсутствие спортивных объектов, транспортной инфраструктуры, и т.д. ОИ по большому счету являются идеологическим фактором, оправдывающим такие масштабные инвестиции. Эксперт также заметил, что в случае соблюдения бюджета, средства, вложенные в реконструкцию Сочи и проведение ОИ, возможно вернуть в виде налогов. Ведь речь, прежде всего, идет о создании гигантского туристического и спортивного центра.

Впрочем, Олимпиада, что бы не говорили — мероприятие убыточное. Чистая прибыль от Олимпийских игр в Турине составила, кажется, около $265 млн. Много это или мало — оценить сложно (подсчеты устроителей игр вообще часто грешат против здравого смысла и бухгалтерии). Правда, понятно, что таких доходов от сочинской Олимпиады не будет.

Например, из-за банального обстоятельства — человеческого фактора. По мнению эксперта, факт строительства запланированных объектов в сроки не вызывает сомнения. Большим риском является эксплуатация этих объектов, как в обычном режиме, так и в режиме Олимпиады. Одна из самых больших проблем Сочи на сегодняшний день — это отсутствие должного количества и качества персонала. А персонал надо будет учить, нанимать или свозить со всей России.

Собеседник «Полит.ру» почти подтвердил наши опасения, что для исполнения бюджета будет также использоваться принцип «назначенных спонсоров», наряду с «честными» выстроенными маркетинговыми решениями для различных сфер бизнеса. Крупнейшие инвесторы проекта известны довольно широко — это целый ряд крупных бизнес-групп, среди которых «Базовый элемент», «Интеррос», «Газпром». То ли они были назначены инвесторами проекта, то ли сами «болеют за престиж России». Есть мнение, что бизнесмены все-таки заработают на Олимпиаде — на возведении объектов (в краткосрочной перспективе) и на эксплуатации объектов (если россияне все-таки будут в эти «новые» Сочи ездить и после Олимпиады). Да и вообще — игра с миллиардными суммами редко ведется без идеи заработать.

Наконец, Олимпиада — все-таки приятный и относительно безвредный способ освоения бюджета. Сегодня словом «распил» разве детей не пугают, но в данном случае, если он и случится, то с самыми благородными намерениями. И у заинтересованных лиц будет аргумент — что при таком деле иначе нельзя.

И имидж страны…

Заодно с этим отдельно взятые чиновники получат и возможность увеличить свой аппаратный вес. Аппаратная капитализация — сложно оцениваемый эффект. Скажем, вице-премьер Александр Жуков, кажется, от Олимпиады выиграл — большой проект позволяет ему безо всякого риска выступать по телевизору. А вот Герман Греф, скорее, вышел «в ноль» — не успел он уехать в Гватемалу, как в Москве начались аресты чиновников его министерства. Поди угадай — был бы аппаратный профит, проиграй Россия в борьбе за ОИ-2014.

Закончим на мажорной ноте — есть все-таки и явная польза от проведения ОИ в Сочи. В это трудно поверить, отметил собеседник «Полит.ру», но сегодня Россия с точки зрения спортивного маркетинга находится на уровне стран третьего мира. Однако уже через пять, семь, десять лет спорт перейдет на рельсы рыночной экономики. И в этом будет огромная заслуга Сочи 2014. В Европе похожие процессы длились десятилетиями, у нас они пролетают за года. Так что время грамотных спорт-маркетинговых стратегий в скором будущем. Да и прав гендиректор заявочного комитета — с помощью Олимпиады Россия получает уникальную возможность решить вопрос со статусом и имиджем в глазах мирового сообщества.

Как элиты этой возможностью распорядятся — вопрос другой. В конце концов, первый вице-премьер Сергей Иванов не так давно обещал, что в 2020 году мы будем жить в демократической России. А 2014 год будет как раз в центре пути к долгожданной цели.

Гринько Иван
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).