В минувший понедельник завершился форум Общероссийского народного фронта по проблемам здравоохранения. Критики по ситуации в медицине прозвучало много. Дошло до того, что на форуме предложили ввести мораторий на проводимую Минздравом реформу. Посетивший форум президент Владимир Путин наличие проблем признал, однако останавливать оптимизацию здравоохранения отказался. По его словам, в проводимую реформу следует вносить корректировки.
Форум проходил с 6 по 7 сентября по предложению Путина. Глава государства поставил перед ОНФ цель — разобраться в ситуации с ростом недовольства россиян по оказанию медицинской помощи.
«Из трех острых социальных тем, к которым время от времени обращается президент, — пенсии, образование и медицина, последняя — самая тревожная: требования граждан, не удовлетворенных системой, растут», — считает политолог Михаил Виноградов. По его словам, то, что тема делегировалась ОНФ, повышает статус организации.
Форум начался с доклада «Народный взгляд на здравоохранение» сопредседателя забайкальского штаба ОНФ Николая Говорина. В докладе утверждалось, что рост смертности, зафиксированный в стране в этом году, напрямую связан с оптимизацией здравоохранения, которую проводит Минздрав. В ОНФ, опираясь на данные соцопросов, сделали вывод, что реформы проводились «без предварительного анализа возможных последствий принятых решений».
«Наиболее острыми для населения стали вопросы организации работы первичного звена: наличие очереди и плохая организация приема пациентов», — отмечал Говорин. По его словам, на фоне роста численности населения почти на 8 млн сократилось число посещений врачей, почти на 22% — выросло число отказов в вызове скорой помощи. Кроме того, существуют проблемы и с обеспечением лекарствами. Согласно опросу ОНФ, более 50% респондентов заявили о том, что льготные лекарства бывают в аптеках не всегда.
В Общероссийском народном фронте считают, что проводимая оптимизация отрицательно сказалась на качестве и доступности медицинских услуг. «Оптимизация — это не ликвидация больниц, а комплекс мероприятий для достижения наилучшего результата деятельности системы. Сегодня мы видим, что неверно заданные ориентиры "дорожных карт" оптимизации, сокращения медперсонала, слияние и закрытие медучреждений привели к работе системы со знаком "минус"», — пояснял член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов, отмечая, что, по данным Росстата, за семь месяцев этого года смертность в целом выросла на 1,7%.
Тревожит ОНФ и то, что население фактически пытаются «выдавить» в платное здравоохранение. Согласно статистике страховых организаций, свыше 30% жалоб поступает именно на необоснованное требование оплаты услуг в медучреждениях. По данным еще одного опроса ОНФ, 67% респондентов заявили о сокращении объема бесплатных медицинских услуг. Всего же за прошлый год стоимость платных услуг превысила 450 млрд рублей.
Еще одной проблемой оптимизации в ОНФ считают сокращения медиков. Всего были уволены 90 тысяч человек, из них почти 13 тысяч — врачи. «В условиях, когда прием нужно ждать 10 и более дней, а диагностику — месяц и более, пациент обратится либо к частным услугам, либо будет умирать дома. В результате, больные терпят до последнего и попадают к врачу в тяжелом состоянии, когда помочь им уже крайне трудно», — заявлял Гаврилов.
В Минздраве наличие проблем в области здравоохранения признают, однако считают не всю критику ОНФ обоснованной. Так, глава ведомства Вероника Скворцова полагает преувеличенной обеспокоенность из-за ситуации с лекарственным обеспечением. Кроме того, министр считает оправданным и сокращение врачей, объясняя это производственной необходимостью.
Впрочем, в ОНФ высказывали претензии к показателям министерства. Так, Эдуард Гаврилов заметил некую закономерность в переносе форума. По его словам, мероприятие планировалось провести еще в конце июля. При этом в опубликованных два месяца назад данных Росстата отмечалось резкое снижение смертности в мае и рост смертности в июне.
«Теперь форум проводится в начале сентября и в опубликованных в конце августа данных Росстата мы опять наблюдаем резкое снижение смертности, но уже в июле. При этом, хотелось бы понять, что мы увидим в статистике за август 2015, я думаю, что снова рост. То есть, явно, Минздрав подгадывает цифры под форум и дает указания регионам», — отмечал Гаврилов.
Стоит отметить, что о проблеме со смертностью в России также писали и в Комитете гражданских инициатив. Эксперты отмечали, что неблагоприятные показатели были зафиксированы в наиболее трудоспособных возрастах 20—59 лет. При этом наибольший рост количества умерших в возрастах 25—49 лет произошел от заболеваний, которые считаются характерными для слаборазвитых и развивающихся стран.
«Рост смертности населения России, наблюдающийся в 2015 году, является результатом не случайных колебаний, а происходит вследствие системных ошибок руководства отрасли здравоохранения», — отмечали в КГИ. Эксперты прогнозировали, что, судя по смертности за первый квартал, в России в текущем году могут умереть более 2 млн человек. По их мнению, главными причинами роста смертности стали просчеты в проводимой в последние годы политике в области здравоохранения, которые обусловлены некомпетентностью при организации системы охраны здоровья и территориальной организации медпомощи.
Среди проблем назывались снижение уровня госпитализации, снижающийся объем расходов на здравоохранение в ВВП при росте затратности медпомощи, нерациональное расходование средств. Эксперты объясняли просчеты в проводимой политике негласным переводом здравоохранения в экономическую сферу, что привело к росту платных медуслуг.
На все эти обвинения, которые во многом схожи с претензиями ОНФ, в Минздраве отвечали, что авторы доклада «не в полной мере обладают необходимой информацией о ситуации в системе здравоохранения». В министерстве опровергали рост платных услуг, а отвечая на данные о росте смертности, приводили статистику за май (тогда было зафиксировано снижение на 5,9%).
Однако в КГИ отмечали, что авторы доклада использовали данные Росстата, Всемирной организации здравоохранения и Счетной палаты. В серьезности и профессионализме этих структур вряд ли приходится сомневаться.
К примеру, в Счетной палате по итогам проверки в сфере здравоохранения пришли к выводу, что в ходе оптимизации «ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло». Так, сокращение медиков в регионах, по мнению СП, проводилось без планирования и учета последствий. Отмечалось и увеличение внутрибольничной летальности в 2014 году на 2,6%, рост смертности в январе—феврале 2015 года на 2,2%, а также увеличение объема платных медуслуг в прошлом году на 24,2%.
«В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», — отмечал аудитор Счетной палаты.
Проверка Счетной палаты также показала активное сокращение коечного фонда в регионах — на конец 2014 года их было сокращено более 30 тысяч. Коечный фонд в итоге оказался не соответствующим потребностям населения. Кроме того, в прошлом году значительно увеличилось число безрезультатных вызовов скорой медицинской помощи (с 2,1 до 2,25 млн) и отказов в вызове (с 1,16 до 1,43 млн).
Согласно отчету Счетной палаты, на данный момент более 17 тысяч населенных пунктов в России не имеют отделений первичной медико-санитарной помощи, а за прошлый год в рамках оптимизации сократили почти 700 медпунктов.
По сути, в ходе форума проблемы только продиагностировали — каких-то конкретных вариантов их решения предложено не было. Из мероприятия можно вынести следующее — во-первых, власти не хотят снижать финансирование здравоохранения. По словам Путина, в среднем за последние 3—4 года средняя цифра составляла от 3,4 до 3,8% от ВВП.
«Нужно хотя бы сохранить вот в этих сложных условиях вот эту усредненную цифру. Мы к этому будем стремиться, да, и, во всяком случае, будем настраивать на это соответствующие структуры правительства при подготовке бюджета следующего и последующего годов», — заявил президент. Кроме того, глава государства предложил применять в медицине один из принципов, используемых в образовании, — привязать зарплату главврачей к средней в медучреждении. Также президент пообещал обсудить с кабмином возврат к финансированию скорой помощи из бюджета.
Однако, по мнению экспертов, дальнейшее решение проблем в здравоохранении упирается в финансирование, которое, согласно проектировкам бюджета на этот и следующий год, уменьшается. Кроме того, расходы на эту сферу в нынешней бюджетной политике распределяются по остаточному принципу. Поэтому вопрос, как перейти от диагностирования проблем в области здравоохранения к их решению продолжает оставаться открытым.