В четверг в Вене состоялся очередной саммит стран ОПЕК. Предыдущий полноценный саммит ОПЕК прошел в декабре, от него ожидали решения по сокращению нефтедобычи. Эта перспектива обсуждалась как важная мера по оздоровлению нефтяного рынка в условиях переизбытка предложения. Однако консенсус тогда не был достигнут. В апреле состоялась встреча страна-производителей нефти, в том числе и не входящих в ОПЕК. Тогда речь шла уже не о сокращении производства, а о его замораживании на текущем уровне. Однако из этой инициативы тоже ничего не вышло.
По итогам последней встречи страны ОПЕК снова не пришли к формальному соглашению по коллективным мерам во имя оздоровления нефтяного рынка, пишет Bloomberg, однако на этот раз атмосфера была намного более оптимистичной, чем в прошлый раз: все были уверены в том, что глобальный нефтяной рынок пошел на поправку. После этой встречи цены снова немного упали, однако это не идет в сравнение с теми ценовыми скачками, которые имели место, например, после декабрьского саммита. Некоторые стороны (в частности, Саудовская Аравия и Иран) отметили наличие единодушия и готовности к сотрудничеству.
Саммиту, комментирует Bloomberg, предшествовал подъем цен на нефть почти до $50 за баррель после расценок ниже $30 за баррель в январе. Приподнятое настроение участников встречи автор объясняет, в первую очередь, этой динамикой. Тем не менее, противоречия внутри ОПЕК остаются. Например, несмотря на декларируемое намерение сотрудничать, Иран не хочет соглашаться на предложенный Саудовской Аравией общий «потолок» по добыче, а настаивает на введении индивидуальных квот для каждой страны.
Wall Street Journal отмечает, что встреча ОПЕК была довольно расслабленной, потому что за счет почти 80-процентного взлета цен на нефть участники не испытывали давления, чтобы срочно принимать меры, которые трудно согласовать. Более того, некоторые из них выражали уверенность в том, что худший этап нефтяного кризиса остался позади. Главным основанием для этого стал рост спроса в США, Индии и других странах-потребителях. Спад нефтедобычи, в том числе в США, также был фактором, но менее значимым.
Между тем, рынок отреагировал на эту расслабленность некоторым понижением цен. Это лишний раз подчеркивает, каким влиянием обладает картель, которому однажды коллективными усилиями удалось удержать мировой рынок в относительном равновесии.
Financial Times пишет, что мало кто из аналитиков ожидал от этой встречи продуктивных результатов в виде сделки, несмотря на то, что в ней впервые участвовал новый саудовский министр энергетики, который высказывался в пользу принятия мер по стабилизации рынка. Так или иначе, достижением этого саммита можно считать восстановление относительно конструктивных отношений между участниками ОПЕК.
FT также отмечает продолжающиеся противоречия между участниками картеля – прежде всего, Ираном и Саудовской Аравией. Сейчас эти две страны завязли в двух опосредованных конфликтах - в Йемене и Сирии. Их противостояние распространяется и на нефтяной рынок: они борются за свои доли. Вопрос в том, насколько они способны пренебречь своими двусторонними противоречиями ради выгоды организации в целом. Особенно это важно для ее наиболее слабых представителей – Нигерии и Венесуэлы, экономика которых сильно пострадала из-за падения цен на нефть.