Неопределенная ситуация с объемами мирового производства нефти и, соответственно, с динамикой цен на нее, порождает массу прогнозов, хотя уже давно известен афоризм, что лучший прогноз цены на нефть – это ее фактическая цена. И в этом смысле делать прогнозы по ценам на нефть – занятие совершенно бесперспективное, которым лучше никогда не заниматься.
Тем не менее, мы все же попытаемся сделать такой прогноз, правда, не количественный, а качественный. То есть, конкретные уровни, вокруг которых будет колебаться нефтяная цена, мы называть не будем, но вот в какую сторону будет двигаться нефтяной рынок, спрогнозировать все же попытаемся.
Как хорошо известно, падение нефтяных цен началось в июле-августе прошлого года, после того, как страны-члены ОПЕК на своей очередной встрече решили не снижать квоты на добычу и экспорт сырой нефти. Поскольку мировая экономика уже вползала в состояние депрессии, то решение не сокращать добычу привело к превышению текущего предложения над текущим спросом, и цены медленно, но верно, поползли вниз, достигнув дна к январю 2015 года.
Почему ОПЕК приняла такое решение – тоже хорошо понятно. Во-первых, Организация решила вытеснить с мирового рынка нефти компании, занимающиеся разработкой нефти из нетрадиционных источников, вроде сланцевых пород, или нефтяных песков и высокобитуминозной нефти. Во-вторых, одна часть членов Организации захотела (и смогла) дисциплинировать других ее членов, которые постоянно добывают нефти больше, чем им положено по квоте. В-третьих, это серьезное предупреждение независимым странам-экспортерам нефти, прежде всего, России, чтобы они больше не рассчитывали, что ОПЕК будет отдуваться за всех, снижая добычу и удерживая, тем самым, цены на стабильно высоком уровне, а они только будут этим пользоваться.
Кроме того, уже специально для России, низкие цены на нефть являются дополнительным предупреждением со стороны Саудовской Аравии - поскольку ее руководство крайне недовольно политикой РФ в отношении Сирии (и, видимо, в отношении ряда других стран, попавших в сферу интересов саудитов) – то ей эту политику предлагается поменять. В противном случае цены будут оставаться низкими достаточно долго.
И, наконец, в-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов еще одно соображение. Долгое время ОПЕК подвергалась достаточно жесткому давлению со стороны стран-потребителей нефти, особенно в Европе, которые неоднократно упрекали Организацию в том, что она является монополистом, и поэтому может произвольно устанавливать цены. ОПЕК, разумеется, эти претензии отвергала, прекрасно понимая, что в противном случае ее ждут многочисленные судебные иски. Но вот теперь она получает в свое распоряжение весомый аргумент в защиту своей позиции – весь мир видит, что картель не вмешивается в процесс ценообразования, и оставляет нефтяные цены на волю случая (или на волю рынка – кому как будет угодно).
Таковы основные факторы, которые привели к падению мировых цен на нефть. Соответственно, после того, как дно было вроде бы достигнуто, возникает вопрос: а как долго цены будут находиться на этом дне? Вот как раз по этому поводу сейчас и расцветают пышным цветом разнообразные прогнозы, к которым мы и хотим сделать свое добавление.
По нашему мнению, на депрессивном уровне цены будут находиться еще достаточно длительное время – не меньше года, а то и больше. Такой длительный срок вызван необходимостью не просто вытеснить, а полностью уничтожить, ликвидировать конкурентов стран ОПЕК, работающих в сегменте добычи нетрадиционной нефти. При этом под ликвидацией надо понимать не просто сокращение числа действующих буровых установок (что сейчас и так происходит), а именно банкротство, разорение компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти. А для того, чтобы они обанкротились, цены на нефть должны быть на низком уровне (на уровне себестоимости добычи на низкомаржинальных месторождениях) достаточное длительное время. За это время нефтедобывающие компании должны получить такую сумму убытков, чтобы они потеряли весь свой капитал и не смогли погасить кредиты (у кого они есть, конечно).
В противном случае, если цены на нефть будут находиться на низком уровне не очень длительный срок (скажем, один-два квартала), то этого падения никто и не заметит. Компании-эксплуатанты просто выкачают нефть из разрабатываемых в данный момент времени месторождений (они небольшие, поэтому много времени выкачивание нефти не займет), демонтируют оборудование, помоют его, смажут маслом, и положат на хранение на склад, и, тем самым, перестанут генерировать убытки. А как только цены подрастут, и добыча сланцевой нефти снова станет прибыльной, компании тут же достанут оборудование и смонтируют на новых месторождениях, где и будут заниматься добычей низкомаржинальной нефти как ни в чем не бывало. А про падение цен потом быстро забудут, потому что для истории мирового нефтяного рынка такого рода случаи – это просто ерунда и мелочь.
Прекрасно понимая эту ситуацию, страны ОПЕК и будут держать цены на нефть на низком уровне до тех пор, пока компании, добывающие нефть со сланцевых месторождений, не станут банкротами. Если это произойдет быстрее, чем через год, то тогда они смогут изменить свою ценовую политику и раньше; но, как можно себе представить, запаса прочности американских нефтяных компаний на год все-таки хватит. Поэтому и всем нам следует запастись терпением и спокойно ждать, пока один наш конкурент не задушит другого.