Инспекция Росприроднадзора вылетела из Южно-Сахалинска для осмотра трассы трубопровода, проложенного в рамках проекта "Сахалин-2". Инспекторы ведомства совместно с журналистами-экологами на двух вертолетах вылетели из областного центра Сахалина.
На первом вертолете летит замглавы Росприроднадзора Олег Митволь с операторами телеканалов и фотокорреспондентами. На втором, предоставленном компанией «Сахалин Энерджи», летят журналисты печатной прессы.
В ходе двухчасового облета трассы планируется проверить данные экологов о нарушениях природоохранного законодательства при строительстве трубопровода. Олег Митволь, как и ожидалось, заявил, что после 20 октября будет принято решение по государственной экологической экспертизе, утвердившей в 2003 году ТЭО проекта "Сахалина- 2". "Формальные причины для ее отмены уже есть", - сказал О.Митволь журналистам.
К конфликту вокруг «Сахалина-2» подключился и Совет Федерации (в лице отдельных его членов). Председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Иванов сегодня внезапно вспомнил о претензиях Счетной палаты к "Сахалину-2". Он напомнил, что Счетная палата уже проводила проверку проекта. Было обнародовано, что инвесторы проекта за 2003-2004 годы причинили бюджету ущерб в размере 2,5 млрд долларов. Актуализация старых претензий Совета Федерации, активность государственных телеканалов и угрозы Минприроды (впрочем, большинство аналитиков считает, что угрозы отмены лицензии так и останутся угрозами, если Shell пойдет на компромисс) произошли неспроста. Эта неделя выдалась наиболее благодатной для критиков "Cахалина-2". Информационная кампания достигла пика - на этой неделе глава МПР Юрий Трутнев встретился с президентом Путиным. Хотя официально после встречи заявлялось, что проблему сахалинских месторождений они не обсуждали, это тем не менее не убедило большинство наблюдателей.
Бизнес-интрига реализации проекта заключается в том, что переговоры о вхождении в проект ведет «Газпром». Председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер заявлял об этом еще в июне 2003 года. Однако до последнего времени газовой монополии так и не удалось достигнуть определенных результатов, а переговоры о вхождении далеки от завершения.
Зато ряд успехов участников консорциума подстегнул интерес газовой монополии к вхождению в проект. Настоящий прорыв в реализации проекта произошел в феврале 2005 года, когда Sakhalin Energy договорился о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в Южную Корею на сумму 6,5 млрд долларов. Соглашение с госкомпанией Kogas предусматривает экспорт газа в объеме от 1,5 млн т до 2 млн т в год в течение 20 лет. Таким образом, Sakhalin Energy стала первой компанией, договорившейся об экспорте российского газа на южнокорейский рынок, и благодаря этой сделке ей удалось довести перспективную загрузку своих проектных мощностей по производству СПГ до 6,5-7 млн т в год.
"Газпром" в 2005 году договорился о получении блокирующего пакета в проекте "Сахалин-2" у оператора проекта "Shell" в обмен на долю в некоторых своих активах, в частности, речь шла о доле в проекте освоения неокомовских залежей крупного Заполярного месторождения. Однако осенью Sakhalin Energy увеличил расходы на проект с первоначальных $12 млрд до 20.
Это вызвало сильное недовольство «Газпрома» и фактически сорвало переговоры по получению "Газпромом" блокпакета. Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, в частности, заявил о приостановлении переговоров: "они фактически не двигаются больше года в связи с заявленным "Сахалином-2" изменением экономических параметров проекта, которые до сих пор не согласованы с правительством РФ. В этой ситуации мы не можем продолжать переговоры".
Основным оператором проекта «Сахалин-2» является международный консорциум Sakhalin Energy, который с 1994 года осваивает местные месторождения на основе соглашения о разделе продукции. Участниками консорциума являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (55%), а также японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%).
В настоящее время в рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское нефтегазовое и Лунское газоконденсатное месторождения с запасами 150 млн т нефти и 500 млрд куб м газа. Все эти годы Sakhalin Energy постепенно наращивала объемы добычи. Так, в 2005 году было добыто 12 млн баррелей нефти. Достичь этого было достаточно непросто, учитывая, что сезон добычи нефти на "Сахалине-2" составляет полгода, и только с 2007 года компания планирует перейти на круглогодичную добычу.
"Сахалин-2" уже производит нефть и должен стать крупнейшим в мире проектом по добыче сжиженного природного газа (СПГ) в мире. Начало работы СПГ было намечено на лето 2008 года, основными потребителями которого должны были стать Япония, США и Южная Корея. По мнению большинства аналитиков, все происходящее вокруг проекта «Сахалин-2» - качественная кампания, смыслом которой является снижение стоимости вхождения в проект «Газпрома». Ведется масштабный торг и от успешности компании зависит, на какие именно уступки пойдет «Газпром». Георгий Сатаров считает, что конфликт в итоге завершится тем, что оператор проекта Shell пойдет на уступки "Газпрому", и последнему удастся войти в проект. Но ценой этого будет колоссальный удар по имиджу российской экономики и возможным инвестициям в нее. Причем, по мнению Сатарова за проектом напрямую стоит президент Владимир Путин, "для которого "Газпром" едва ли не главное занятие".
Кампания ведется с использованием больших ресурсов. Упор, по мнению экспертов, сделан на Минприроды – именно это ведомство является главной движущей силой кампании. Вообще-то проектами, осуществляемыми по схеме СРП, занимается Мипромэнерго (которое, по словам экспертов, долгое время вело цивилизованный диалог с иностранными инвесторами), но в случае с «Сахалином-2» министерство заняло выжидательную позицию.
Однако не исключено, что в ближайшее время к разработке темы «Сахалина-2» могут подключиться силовые и налоговые) органы (пока они почти не участвовали в конфликте.
Впрочем, если Shell удастся уговорить пойти на компромисс, этого может и не произойти. «Для давления на Shell была выбрана самая мягкая экологическая тематика (хотя претензии к Shell явно не экологические), - говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Российская сторона не рассчитывает на крупномасштабный конфликт, и надеется путем плавного давления добиться пересмотра условий проекта, в пользу увеличения доли "Газпрома". В итоге лицензия не будет отозвана, и стороны смогут прийти к компромиссу.
Сатаров и вовсе исключил возможность в дальнейшем привлечение к конфликту силовых структур, например Генпрокуратуры. Он убежден, что МПР было задействована в качестве главного игрока в этой кампании, поскольку экологическая тематика весьма уязвима.
Однако для самого главы МПР эта кампания против Shell весьма перспективна. Проект может принести вполне осязаемые плоды для главы Минприроды Юрия Трутнева, который в случае пересмотра формата участия иностранных компаний приобретет весомый политический капитал.
Специалисты по связям с общественностью сетуют, что СМИ (в особенности – госканалы) были в предыдущие дни совершенно глухи к альтернативной информации по поводу «Сахалина-2». Любая информация, посвященная плохой экологической обстановке на «Сахалине-2» приветствовалась, а иная попросту игнорировалась. «Первый канал», скажем, рассказал о местном движении "Экологическая вахта Сахалина". По мнению защитников природы, озвученному в эфире госканала, в начале этой недели по непонятной пока причине многие из «уникальных видов крабов» погибли. Кроме того, болеет и рыба. В эфире ни одного канала не прозвучало соображение, что выброс крабов произошел не по «непонятной пока причине», а вследствие шторма.
По словам специалистов, речь идет о так называемых штормовых выбросах. Нетипичность данного случая выражается в том, что шторм в Анивском заливе на прошлой неделе был вызван южными и юго-западными ветрами (обычно, восточные и северные ветра). Именно из-за этого выброс морских организмов произошел западнее обычного. Это подтверждают и наблюдения очевидцев, зафиксировавших подобные же выбросы рыбы и морских организмов в районе Песчаного (Анивский район), Тараная (Анивский район) и Ясноморского (Невельский район).
Эксперты и участники рынка расходятся в том, какие последствия будет иметь конфликт. Руководитель Центра прикладных политических исследований "ИНДЕМ" Георгий Сатаров охарактеризовал кампанию вокруг проекта "Сахалин-2" как "полуразбойничный полуэкономический конфликт, который Кремль применял уже не раз в отношении чужой собственности". В данном случае необходимо получить определенный пакет акций проекта и ради этого идет практически прямой шантаж со стороны государства. Константин Симонов, напротив, полагает, что в конфликте вокруг проекта "Сахалин-2" нет ничего необычного, а ситуация при которой национальные компании (в данном случае "Газпром") пытаются при помощи административного ресурса решить свои экономические проблемы вполне стандартна. На сегодняшний день наши национальные корпорации пытаются войти во все крупные проекты на территории России и "Сахалин-2" не является исключением, а Shell просто пытается отстоять свои права и условия договора.
Однако помимо экономической и корпоративной составляющей в конфликте вокруг «Сахалина-2» есть и внешнеполитическая. «Полит.ру» уже сообщал о претензиях японских властей. Есть и другие интересанты. По словам руководителя отдела политконсалтинга ЦКТ PRопаганда Михаила Винорадова, отзыв лицензии на проект "Сахалин -2" выглядит, как часть масштабного политического проекта. В итоге тема "Сахалина 2" может быть использована и в диалоге России и США при вступлении в ВТО, и как демонстрация силы новому японскому кабинету министров. В любом случае это может стать очень мощным фактором в любом политическом торге, считает Виноградов.
При этом пересекаются сразу несколько интересов. В частности у Министерства природных ресурсов появилась возможность продемонстрировать свой потенциал, Также Виноградов отметил, что сам запуск механизма отзыва лицензии мог произойти и случайно, однако ситуация была использована заинтересованными игроками по максимуму.
Руководитель экспертно- аналитического отдела "ИМА-Консалтинг" Андрей Вильде полагает,
что в последнее время используется некая типовая схема. Она использовалась и с компанией Total, и с Ковыктинским месторождением. Между тем, как в самой по себе схеме СРП ничего особенного нет. В частности, 11 октября Госдума планирует доработать российское законодательство об СРП. Соглашение о разделе продукции также используется, например, российскими компаниями в Казахстане и Узбекистане.
Проблема иностранных компаний в России заключается в том, что у них произошел своего рода коммуникативный сбой. Менялась страна, менялись условия (когда заключались соглашения об СРП нефть стоила $10 за баррель, а в 1998 и вообще 8). Режим СРП , как правило, применяется в тех странах, где нестабильна ситуация. Хотя, скажем, Норвегия и Китай смогли использовать этот режим для развития собственной энергетической и производственной инфраструктуры.
То, что сейчас происходит, нельзя сравнить даже с Советским Союзом. Даже в ситуации <холодной войны> Советский Союз исправно выполнял все свои обязательства. Венесуэла может себя так вести, потому что платит за это нестабильностью своего режима. Россия и Советский Союз так себя никогда не вели.
Это большой вызов США, причем, вызов геополитический. Если раньше подобную позицию мог занимать Иран или Венесуэла, то теперь (после заявлений Владимира Путина о том, что газ со Штокманского месторождения будет переоринетирован в Европу вместо США) очень жестко - и даже неоправданно жестко - начинает вести себя российская сторона, считает Андрей Вильде.
Основная трудность зарубежных компаний в том, чтобы пойти на компромисс, а у российской стороны свои проблемы. Заключаются они в том, чтобы избежать ассоциаций с национализацией концессий в послереволюционной России и выйти из конфликта с наименьшими имиджевыми потерями. Несомненно одно - переформатирование отношений с иностранными инвесторами может обернуться для России существенными издержками, и не только в плане имиджа. Реальны и риски возрастания оценки странового риска в международных инвестиционных рейтингах, это может отразиться на кредитном рейтинге ведущих российских компаний. Да и внешнеполитический аспект может быть вовсе не безобидным. Госдепартамент США уже не раз заявлял о энергетическом шантаже со стороны России. В контексте переориентации газа со Штокмана и проверок "Сахалин-1" эти заявления зазвучат еще не раз. И вступление в ВТО тогда нам не светит, и новые санкции и запреты (например, на закупки российского авиационного титана) будут. Лишь бы не было войны.