Во вторник президент России Владимир Путин в формате видеомоста дал старт строительству БАМа-2, что по времени совпало с 40-летием начала строительства самого дорогого и самого спорного инфраструктурного проекта в истории СССР. В современной России этот проект обещает стать новой «стройкой века», следующей после Олимпиады в Сочи.
«В начале 2000-х годов стало очевидно, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает, — сказал Владимир Путин на торжественном приеме в «Ново-Огарево» по случаю 40-летия БАМа, его слова цитирует пресс-служба Кремля. — Сегодня, вы знаете, мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы, через которую легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать».
После символичного жеста президента на перегоне Таксимо — Лодья Восточно-Сибирской железной дороги было уложено «серебряное звено». Впрочем, РЖД уже давно приступили к работам по развитию Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб. Был проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта, подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, создан проектный офис — Дирекция развития железных дорог так называемого Восточного полигона.
Зачем нам БАМ?
В советские годы главным доводом в пользу БАМа, который так и не стал рентабельным, было то, что Байкало-Амурская магистраль дала толчок развитию ряда производств, а также сыграла значительную геополитическую роль, сшив «стальными стежками наши необъятные пространства».
До сих пор значительная пропускная способность Байкало-Амурской магистрали, строившейся с большими перерывами с 1938 по 1984 год, ограничена неразвитой инфраструктурой. При потенциале в 75 млн тонн грузов в год сейчас по трассе перевозится лишь 12 млн тонн. Второй этап, по замыслу руководства страны, должен исправить это положение. Для этого необходимо ликвидировать узкие места, проложить новые тоннели и пути, а также кардинально модернизировать инфраструктуру.
В последние десятилетия в Амурской области и Еврейской автономной области, прилегающих к БАМу, были открыты несколько железорудных и титаномагнетитовых месторождений, на базе которых в регионе планируется создать новую отрасль полного цикла — черную металлургию. Новый горно-металлургический кластер позволит создать в Амурской области 26 тысяч рабочих мест и будет ежегодно приносить в бюджет 14 миллиардов рублей. Этот промышленный кластер будет вырабатывать большое количество избыточной электроэнергии, которую и планируется направить на электрификацию железной дороги.
Цена вопроса
БАМ обошелся Советскому Союзу в ценах 1991 года в 17,7 млрд рублей, что сделало его самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Экономист Егор Гайдара утверждал, что затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось.
Мнение Егора Гайдара о БАМе, высказанное им в начале 2000-х:
«Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической "стройки века". Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления. Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: "А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону? " Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объеме так и не был никогда завершен». (Телепередача Намедни 1961—2003: Наша эра. Серия о 1974 годе).
Сейчас модернизация Восточного полигона по «экономному» варианту оценена в 562 млрд рублей до 2018 года, из которых государство готово взять на себя 260 млрд, в том числе, 150 млрд ─ из Фонда национального благосостояния, аккумулирующего излишки нефтегазовых доходов. Оставшиеся 302 млрд будет изыскивать РЖД. При этом уже в 2014 году запланировано выполнение работ на 61,4 млрд рублей.
РЖД при этом ревностно относится к своему участию в проекте. По информации «Ведомостей», на прошлой неделе полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев встречался с представителями РЖД и «Колмара» (подконтролен Геннадию Тимченко, развивает Денисовское и Чульмаканское угольные месторождения), которые пытались убедить вице-премьера в необходимости сохранить бюджетное финансирование БАМа и Транссиба. Последнее им не удалось, однако, как утверждает источник издания, позиция Трутнева не нашла поддержку и в правительстве. Тем не менее, президент РЖД Владимир Якунин во время видеомоста с Владимиром Путиным публично попросил главу государства проследить за выделением средств на БАМ и Транссиб.
А может, не надо?
Как сообщает «Коммерсантъ», вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и руководитель Минвостокразвития Александр Галушка предложили премьеру Дмитрию Медведеву перенаправить 76,4 млрд рублей, предназначенные в 2015-2017 года на реконструкцию БАМа и Транссиба, на другие инфраструктурные проекты Дальнего Востока. Более приоритетные проекты Александр Галушка видит на территориях опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока, в числе которых порты Зарубино, Ванино-Советско-Гаванский, остров Русский, а также создание морского торгового порта на Камчатке и создание здесь туристско-рекреационного кластера «Паратунка». Кроме того, претендентами на госсредства, по данным издания, могут стать транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», связывающие Дальний Восток с Китаем и портами стран АТР.
Минвостокразвития аргументирует свое предложение тем, что 76,4 млрд рублей для БАМа и Транссиба были включены в ФЦП Дальнего Востока. Строительство железной дороги не входит в задачи ведомства Александра Галушки, поэтому он просит перевести стройку в госпрограмму Минтранса по развитию транспортной системы «с выделением соответствующего дополнительного объема финансирования».
Лучшая дорога нашей жизни
Назревает закономерный вопрос, а кто будет строить БАМ-2? В первые годы строительства магистрали проблему нехватки рабочих рук решили просто ─ стройку передали особому управлению ОГПУ, которое отправило сюда десятки тысяч заключенных Бамлага, на закате советской эпохи к делу пришлось подходить более «гуманно». В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и сюда хлынули массы воодушевленных или попросту неприкаянных молодых людей.
Очевидно, привлечение рабочих рук на Дальний Восток потребует от государства дополнительных расходов. Регионам России из бюджета в 2014 - 2016 годах выделят свыше 130 млрд рублей (более 45 млрд рублей ежегодно) на программу по трудоустройству молодых специалистов без опыта работы и квалифицированных кадров. В частности, в Сибири или на Дальнем Востоке собираются трудоустраивать молодых квалифицированных россиян.
В свою очередь заместитель министра по развитию Дальнего Востока России Максим Шерейкин в недавнем интервью «Росбалту» поддержал предложение китайских чиновников помочь России трудовыми ресурсами. По его мнению, в условиях дефицита трудовых ресурсов в регионе невозможно развивать бизнес и поддерживать конкуренцию. Ситуацию, по его мнению, усугубляет расхожее представление, что на Дальнем Востоке условия работы хуже, чем в Центральной России.
А вот первый замглавы регионального комитета Госдумы, международный уполномоченный фракции ЛДПР Роман Худяков предложил направить на Дальний Восток граждан Украины. Депутат направил запрос министру Александру Галушке, в котором попросил рассмотреть возможность создания для граждан Украины целевых рабочих мест на Дальнем Востоке и обеспечения их жильем. «После пяти лет постоянной работы, направленной на освоение Дальнего Востока, предлагаю предоставлять им гражданство РФ в упрощенном порядке», — написал в своем запросе Худяков, копия которого размещена на странице депутата в Facebook.