будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Дальний Восток
Июнь 16, 2025
Хозяйство

От Байкала до Амура-2

От Байкала до Амура-2
bam-1
БАМ - 40 лет. Источник: Фото: gazeta-bam.ru

Во вторник президент России Владимир Путин в формате видеомоста дал старт строительству БАМа-2, что по времени совпало с 40-летием начала строительства самого дорогого и самого спорного инфраструктурного проекта в истории СССР. В современной России этот проект обещает стать новой «стройкой века», следующей после Олимпиады в Сочи.

«В начале 2000-х годов стало очевидно, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает, — сказал Владимир Путин на торжественном приеме в «Ново-Огарево» по случаю 40-летия БАМа, его слова цитирует пресс-служба Кремля. — Сегодня, вы знаете, мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы, через которую легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать».

 
Владимир Путин. Телемост с Тындой. Фото: kremlin.ru

После символичного жеста президента на перегоне Таксимо — Лодья Восточно-Сибирской железной дороги было уложено «серебряное звено». Впрочем, РЖД уже давно приступили к работам по развитию Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб. Был проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта, подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, создан проектный офис — Дирекция развития железных дорог так называемого Восточного полигона.

Зачем нам БАМ?

В советские годы главным доводом в пользу БАМа, который так и не стал рентабельным, было то, что Байкало-Амурская магистраль дала толчок развитию ряда производств, а также сыграла значительную геополитическую роль, сшив «стальными стежками наши необъятные пространства».

До сих пор значительная пропускная способность Байкало-Амурской магистрали, строившейся с большими перерывами с 1938 по 1984 год, ограничена неразвитой инфраструктурой. При потенциале в 75 млн тонн грузов в год сейчас по трассе перевозится лишь 12 млн тонн. Второй этап, по замыслу руководства страны, должен исправить это положение. Для этого необходимо ликвидировать узкие места, проложить новые тоннели и пути, а также кардинально модернизировать инфраструктуру.

В последние десятилетия в Амурской области и Еврейской автономной области, прилегающих к БАМу, были открыты несколько железорудных и титаномагнетитовых месторождений, на базе которых в регионе планируется создать новую отрасль полного цикла — черную металлургию. Новый горно-металлургический кластер позволит создать в Амурской области 26 тысяч рабочих мест и будет ежегодно приносить в бюджет 14 миллиардов рублей. Этот промышленный кластер будет вырабатывать большое количество избыточной электроэнергии, которую и планируется направить на электрификацию железной дороги.

Цена вопроса

 
Егор Гайдар

БАМ обошелся Советскому Союзу в ценах 1991 года в 17,7 млрд рублей, что сделало его самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Экономист Егор Гайдара утверждал, что затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось.

Мнение Егора Гайдара о БАМе, высказанное им в начале 2000-х:

«Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической "стройки века". Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления. Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: "А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону? " Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объеме так и не был никогда завершен». (Телепередача Намедни 1961—2003: Наша эра. Серия о 1974 годе).

Сейчас модернизация Восточного полигона по «экономному» варианту оценена в 562 млрд рублей до 2018 года, из которых государство готово взять на себя 260 млрд, в том числе, 150 млрд ─ из Фонда национального благосостояния, аккумулирующего излишки нефтегазовых доходов. Оставшиеся 302 млрд будет изыскивать РЖД. При этом уже в 2014 году запланировано выполнение работ на 61,4 млрд рублей. 

РЖД при этом ревностно относится к своему участию в проекте. По информации «Ведомостей», на прошлой неделе полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев встречался с представителями РЖД и «Колмара» (подконтролен Геннадию Тимченко, развивает Денисовское и Чульмаканское угольные месторождения), которые пытались убедить вице-премьера в необходимости сохранить бюджетное финансирование БАМа и Транссиба. Последнее им не удалось, однако, как утверждает источник издания, позиция Трутнева не нашла поддержку и в правительстве. Тем не менее, президент РЖД Владимир Якунин во время видеомоста с Владимиром Путиным публично попросил главу государства проследить за выделением средств на БАМ и Транссиб.

А может, не надо?

 
Александр Галушка

Как сообщает «Коммерсантъ», вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и руководитель Минвостокразвития Александр Галушка предложили премьеру Дмитрию Медведеву перенаправить 76,4 млрд рублей, предназначенные в 2015-2017 года на реконструкцию БАМа и Транссиба, на другие инфраструктурные проекты Дальнего Востока. Более приоритетные проекты Александр Галушка видит на территориях опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока, в числе которых порты Зарубино, Ванино-Советско-Гаванский, остров Русский, а также создание морского торгового порта на Камчатке и создание здесь туристско-рекреационного кластера «Паратунка». Кроме того, претендентами на госсредства, по данным издания, могут стать транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», связывающие Дальний Восток с Китаем и портами стран АТР.

Минвостокразвития аргументирует свое предложение тем, что 76,4 млрд рублей для БАМа и Транссиба были включены в ФЦП Дальнего Востока. Строительство железной дороги не входит в задачи ведомства Александра Галушки, поэтому он просит перевести стройку в госпрограмму Минтранса по развитию транспортной системы «с выделением соответствующего дополнительного объема финансирования».

Лучшая дорога нашей жизни

Назревает закономерный вопрос, а кто будет строить БАМ-2? В первые годы строительства магистрали проблему нехватки рабочих рук решили просто ─ стройку передали особому управлению ОГПУ, которое отправило сюда десятки тысяч заключенных Бамлага, на закате советской эпохи к делу пришлось подходить более «гуманно». В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и сюда хлынули массы воодушевленных или попросту неприкаянных молодых людей. 

 
На строительстве БАМа

Очевидно, привлечение рабочих рук на Дальний Восток потребует от государства дополнительных расходов. Регионам России из бюджета в 2014 - 2016 годах выделят свыше 130 млрд рублей (более 45 млрд рублей ежегодно) на программу по трудоустройству молодых специалистов без опыта работы и квалифицированных кадров. В частности, в Сибири или на Дальнем Востоке собираются трудоустраивать молодых квалифицированных россиян.

В свою очередь заместитель министра по развитию Дальнего Востока России Максим Шерейкин в недавнем интервью «Росбалту» поддержал предложение китайских чиновников помочь России трудовыми ресурсами. По его мнению, в условиях дефицита трудовых ресурсов в регионе невозможно развивать бизнес и поддерживать конкуренцию. Ситуацию, по его мнению, усугубляет расхожее представление, что на Дальнем Востоке условия работы хуже, чем в Центральной России.  

А вот первый замглавы регионального комитета Госдумы, международный уполномоченный фракции ЛДПР Роман Худяков предложил направить на Дальний Восток граждан Украины. Депутат направил запрос министру Александру Галушке, в котором попросил рассмотреть возможность создания для граждан Украины целевых рабочих мест на Дальнем Востоке и обеспечения их жильем. «После пяти лет постоянной работы, направленной на освоение Дальнего Востока, предлагаю предоставлять им гражданство РФ в упрощенном порядке», — написал в своем запросе Худяков, копия которого размещена на странице депутата в Facebook.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).