Власти Азербайджана направили ноту протеста в адрес России в связи с задержанием своих нефтяных танкеров в порту Азов. Министерство транспорта России не дает азербайджанским судам разрешение на проход по каналу «Волга-Дон», соединяющему Азовское и Каспийское моря - сообщили российские и зарубежные СМИ. Для того, чтобы пройти по внутренним водным путям нужно получить разрешение, а его у азербайджанских танкеров не оказалось
Совершенно естественный вопрос - зачем азербайджанским танкерам плыть по каналу Волга-Дон, в направлении обратном традиционному нефтяному маршруту - через Босфор. Именно так возили нефть последнее десятилетие. И что это вообще за геополитическая реальность такая - азербайджанские танкеры.
Вице-президент компании "Волгатанкер АМС" Андрей Клейменов рассказал Полит.Ру, что "Вице-президент компании "Волгатанкер АМС" Андрей Клейменов сообщил Полит.Ру, что в последнее время все прибрежные государства интенсивно развивали свой флот. В первую очередь это касалось Азербайджана и Казахстана. Азербайджану по наследству досталось танкеры постройки 70-х годов, а международная нефтяная компания BP, интенсивно работающая на азербайджанском шельфе, предъявляла ряд жестких требований к качеству танкеров. Речь шла о том, что в соответствии с международной конвенцией все морские перевозки нефти с 2009 года должны осуществляться на танкерах с двойной обшивкой, что должно предотвращать разлив нефти в случае аварии.
В последнее время строительство новых судов в Казахстане и в Азербайджане идет достаточно интенсивно. Прежде всего целью танкерного строительства является обеспечение танкерных перевозок нефти из Казахстана в Баку и иранский порт Нека с расчетом на значительное увеличение объемов перевозок после окончательного ввода в эксплуатацию казахского месторождения Кашаган".
Для свежепостроенного и уже начавшего прием нефти геополитического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан собственно азербайджанской нефти не хватает - годовая добыча в Азербайджане составляет около 15 млн.т, максимум на что Азербайджан может рассчитывать это 20 млн.т в год, а для заполнения и эффективной работы амбициозного проекта, замысливавшегося как альтернатива российским трубопроводам для Казахстана нужно как минимум вдвое больше.
Поэтому построенные везде, где только можно (танкерное строительство переживает бум, танкеров не хватает) танкеры собираются в Каспийское море - возить казахскую нефть в трубопровод Баку-Джейхан. Большую роль сыграла в оснащении прикаспийских государств и Россия - в прошлом году на заводе "Красное Сормово" был сдан самый крупный танкер на Каспийском море "Президент Гейдар Алиев" (во всяком случае так утверждает азербайджанская сторона).
А что же Россия - ее танкерный флот - один из самых современных на Каспии, собирается ли участвовать в этом пиршестве духа американских геополитиков и празднике морских нефтяных перевозчиков ? Нет, не собирается. Азербайджан проводит активную протекционистскую политику, и корабли, не плавающие под флагом азербайджанской государственной компании "Каспар" в Баку предпочитают не заходить. Хотя, как отмечают эксперты, для казахстанских танкеров может быть и будет сделано исключение.