будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство

Оценить масштаб трагедии

Оценить масштаб трагедии
pu
Владимир Путин на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Источник: пресс-служба правительства РФ

Путин предпринимает очередную попытку увеличить эффективность госаппарата. Вероятнее всего, ее постигнет печальный опыт предыдущих «систем оценки эффективности». Бюрократия не заинтересована в увеличении эффективности и всякий раз проваливает благие идеи верховного начальства. А без заинтересованности бюрократа затея обречена.

В России в очередной уже раз пытаются измерить эффективность бюрократического аппарата. В этот раз проблемой опять озаботились на самом верху — механизм оценки работы министерств и ведомств предложил придумать премьер Владимир Путин. «Исполнение задач зависит от конкретных людей. А как оценить их эффективность? Нужно применить у нас систему KPI (Key Performance Indicators), которая применяется в зарубежных странах. Нужно разработать систему оценки персональной эффективности», - заявил действующий премьер и возложил эту задачу на созданное некоторое время назад Агентство стратегических инициатив и Минэкономразвития.

Минэкономразвития, в лице главы ведомства Эльвиры Набиуллиной, тут же отчиталось, что оно уже разработало систему оценки, правда, не ведомств, а пока только регионов. Оценивать регионы будут на предмет улучшения инвестиционного климата. Система, по словам Набиуллиной, будет учитывать четыре основных показателя: прирост частных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций, прирост производительности труда и рост оборота малого и среднего бизнеса.

Проблема использования «ключевых показателей эффективности» для оценки качества госуправления самоочевидна.

Обычно такого рода планирование используется в бизнесе и для сотрудников имеется, помимо качественных, еще и количественные показатели. Скажем, деятельность работника оценивается исходя из результатов его работы с сравнении с динамикой результатов всей компании (капитализацией, прибылью и иными счетными показателями). Исходя из чего оценивать работу ведомства? Из роста ВВП за отчетный период? И как вообще считать показатели эффективности, например, Минспорта и Минобороны? По количеству выпущенных ведомственных постановлений и реакций на обращения граждан?

Допустим даже систему оценки можно придумать и даже попытаться внедрить. Только вот специалисты по оптимизации управления настаивают, что в процессе должны быть заинтересованы все акторы процесса и всем им следует разъяснить преимущества новой системы оценки. Требуется некоторый коненсус, что перемены действительно необходимы. Есть ли методика мотивации российского чиновничества, кроме чисто репрессивных методов, — большой вопрос.

Имеется, например, то соображение, что некая, немалая часть российского чиновничества имеет определенные профиты как раз от не совсем эффективного исполнения писанных обязанностей.

Вроде бы и должны предоставлять всякие справки-разрешения-лицензии, но в некий неоговоренный срок или по какому-то широкому набору критериев. И получается, что «договориться» какому-нибудь средней руки бизнесмену удобнее не по закону. Если тезис о массовости этого явления верен, мотивировать чиновничество работать не просто по закону, но еще и эффективно копеечными премиями вряд ли удастся.

Нет, всяческую «эффективность» можно внедрить — аппаратно-бюрократически. Примерно так, как внедряется любая дурацкая, с точки зрения аппарата, инициатива начальства. Формальные требования, отчеты, ответственные, даже целые департаменты по «учету эффективности» и «контролю учета эффективности». Ну и плюс надведомственный какой-нибудь орган по «аудиту контроля учета эффективности» в прямом подчинении главы правительства, разумеется.

И полетят в федеральный центр отчеты по увеличению частных инвестиций в селе «Черные пузыри» или же прямых иностранных инвестициях таджиков в вино-водочном.

Помнится, предприимчивые губернаторские администрации, отчитываясь об успехах нацпроекта «Доступное жилье» плюсовали к многоквартирному жилью еще и малоэтажное — то есть дачные, деревенские и прочие загородные дома, что сами граждане и возвели.

Примерно то же и с оценкой развития регионов. Оценок этих придумали за последние несколько лет с десяток. То по десятку критериев, то сходу по 142-м, то еще как-то. Вот теперь пляшут от инвестклимата. И вроде бы ни одного губернатора не уволили (а увольняли их в последние годы пачками), четко и внятно заявив: Иван Иванович, губернатор Н-ской области, провалил такие и такие целевые показатели и снят по причине явной невозможности в обозримом будущем ситуацию улучшить. За что увольняли Лужкова? За «утрату доверия». Через год еще что-то рассказали про «запредельный уровень коррупции», но дел по этому поводу завели пару, да и то лишь на конкретных акционеров конкретного Банка Москвы.Идея под названием «оценить эффективность госаппарата», пожалуй, могла бы воплотиться после его радикальной реформы. Причем основой этой реформы, вероятно, должна стать своего рода «десоветизация» бюрократии. И какого-то волшебного изменения ментальности чиновничества, сегодня настроенного в значительной степени на монетизацию собственной должности и связанных с нею полномочий.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).