будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия экономический кризис
Июль 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Ожидаемая стагнация

Ожидаемая стагнация
prom2
Промышленность России. Источник: Фото: business-vector.info

Судя по последним данным о динамике промышленного производства, российское хозяйство прочно вошло в депрессивное состояние. После провала в апреле (на 6.5%) и мае (на 1.5%), выпуск продукции стабилизировался и с небольшими колебаниями продолжает оставаться на одном и том же уровне. Поэтому с некоторыми оговорками можно считать, что новое равновесие в промышленности достигнуто и, скорее всего, уже надолго, так как факторы, из-за которых это падение, а потом стабилизация, произошли, по-прежнему продолжают действовать.

Как хорошо понятно, основной причиной падения производства в России стало депрессивное состояние мировых товарно-сырьевых рынков, вызванное в основном политикой стран ОПЕК в области ценообразования на углеводороды. Поскольку цены на нефть упали больше чем в два раза (а за ними – цены на газ и уголь), то доходы стран-экспортеров углеводородов резко сократились, что привело к сокращению их спроса на импорт и, соответственно, заказов, которые они размещали среди производителей в других странах.

Хотя от сокращения спроса со стороны стран ОПЕК российские производители прямо не страдают – они не являются крупными поставщиками товаров для этих стран, - зато косвенные потери у них вполне приличные. Поскольку они продают свою продукцию, как правило, европейским и китайским компаниям, которые производят из нее товары для экспорта в страны ОПЕК, то сокращая поставки в нефтедобывающие страны из-за падения спроса, эти компании, в свою очередь, сокращают свой спрос уже и на российские товары.

Поэтому, хотя физический объем экспорта углеводородов из России принципиально не изменился (экспорт нефти и нефтепродуктов вырос, природного газа и угля - сократился), экспорт других товаров, в основном промежуточных, сократился достаточно значительно, что и послужило первопричиной общего падения выпуска промышленной продукции.

Падение доходов от экспорта углеводородов привело в действие другой фактор сокращения производства – девальвацию рубля. Эта девальвация вызвала сильное удорожание импорта, после чего у предприятий, которые используют импортные материалы, комплектующие и оборудование, резко выросла себестоимость и цена продукции, что привело к значительному падению ее продаж на внутреннем рынке.

То же падение доходов от экспорта послужило сокращению и внутреннего спроса. Хотя раньше большая часть экспортных доходов, как правило, тратилась на приобретение иностранных товаров, услуг и активов, но часть из них все же расходовалась на внутреннем рынке, поддерживая на нем спрос и выпуск. Но теперь, после падения этих доходов, внутреннему рынку вообще перестало что-либо доставаться, и это тоже привело к падению выпуска продукции.

К сожалению, кроме падения нефтяных и газовых цен российскому хозяйству приходится действовать в условиях оттока капиталов и, как следствие, высоких процентных ставок. Секторальные санкции, введенные западными странами против ряда крупных российских компаний и банков, не позволили им делать новые заимствования и рефинансировать старые на мировых рынках капиталов. Накопленную ранее задолженность пришлось гасить, что резко сократило объем располагаемых финансовых ресурсов в российской экономике и привело к повышению ставок до уровня, при котором рентабельная работа значительного количества предприятий стала затруднительной.

Рост ставок, с одной стороны, снизил спрос на кредиты со стороны производителей, они были вынуждены уменьшить объем оборотных средств и, соответственно, сократить выпуск продукции. С другой стороны, потребители, доступ которых к кредитам так же оказался ограниченным, уже не смогли приобретать в прежних количествах товары длительного пользования, в первую очередь автомобили и жилье.

Понятно, что падение производства могло произойти и в гораздо больших объемах, если бы ему не препятствовали два фактора – та же самая девальвация рубля и усиление государственной поддержки экономики. Хотя девальвация удорожает импорт и приводит к росту себестоимости товаров внутренней сборки с большой долей иностранных материалов и комплектующих, но она, в тоже время, очищает внутренний рынок от конечной продукции иностранного производства. По идее, российские производители должны были воспользоваться устранением конкурентов и заполнить своей продукцией рыночные ниши, раньше занятые импортными товарами.

Девальвация, кроме очистки внутреннего рынка от иностранных товаров, имеет еще одно последствие – она увеличивает номинальные доходы производителей, особенно экспортеров. Их прибыль резко возрастает, что позволяет им, во-первых, погасить задолженность перед банками в национальной валюте и не нести бремени высоких процентных ставок и, во-вторых, профинансировать расширение производства, не прибегая больше к дорогому банковскому кредитованию. За первое полугодие 2015 года чистая прибыль (сальдо прибыли и убытков) выросла на 37.5%, поэтому предприятия во многом смогут компенсировать сокращение внешнего финансирования внутренними финансовыми ресурсами.

Еще одним источником стабилизации промышленности является т.н. государственная поддержка, которая в основном заключается в росте государственного спроса, финансируемого за счет роста государственного долга или денежной эмиссии. В принципе, эта мера достаточно стандартная и применяется большим количеством стран с развитым внутренним хозяйством. Для этого государственные бюджеты развитых стран расширяют свои расходы сверх получаемых доходов, в размере, как правило, равном падению спроса частного сектора, и замещают его, тем самым, государственным спросом.

Но для нас такой путь заказан. Правительство считает своей первоочередной задачей добиваться снижения инфляции (которая сильно подскочила из-за девальвации рубля), поэтому на расширение расходов сверх получаемых доходов идет крайне неохотно. Поэтому в ближайшее время российская промышленность может рассчитывать в основном только на субсидирование процентных ставок и части капитальных затрат предприятий, а также предоставление государственных гарантий по кредитам. Но этих средств для увеличения выпуска продукции до докризисного уровня, скорее всего, не хватит, поэтому стагнация нам обеспечена на длительное время.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).