будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Памяти правительства внешнего долга

Памяти правительства внешнего долга
98_04

В момент назначения Михаила Касьянова премьером рычаг, с помощью которого правительство могло сдвинуть с места тяжелую телегу российской экономики, был хорошо виден. Стремительная карьера Михаила Касьянова, бывшего еще в 1998 году одним из заместителей Министра финансов, во многом состоялась благодаря дефолту. Отказ России обслуживать советский внешний долг, который был "повешен" на нее в 1992 году, породил длительные и трудные переговоры с иностранными кредиторами, которые уже хорошо известный замминистра финансов провел блестяще.

Часть российских кредиторов, объединенных в так называемый Лондонский клуб, согласилась списать $10 млрд. советского долга, правда, признав его суверенным, то есть российским. В результате после отставки кабинета Примакова, а потом и Степашина, Михаил Касьянов стал министром финансов, а потом, уже в конце 1999 года, после назначения тогдашнего премьера Путина и.о. президента, сам стал премьер-министром.

После избрания президентом Путин подтвердил его полномочия, и, как тогда казалось, направление экономической политики в России определилось. Если замминистра за год стал премьер-министром благодаря успешным переговорам по списанию и реструктуризации внешнего долга, то, наверное, он продолжит свою деятельность на этом поприще. Тем более, что долг был большим, структурирован он был очень плохо, текущая экономическая ситуация выглядела отвратительной, и это давало определенные шансы на успех новых списаний и реструктуризаций. Кроме того, операции с внешним долгом могли быть расширены за счет включения в орбиту переговоров задолженности стран третьего мира перед СССР, которая так же досталась России от советского государства. Но в отличие от формальных обязательств платить, которые Россия выдала своим кредиторам, страны третьего мира, за некоторым исключением, даже формального обещания возвращать свои долги не давали. Соответственно, их платежи по обслуживанию и погашению советских кредитов были совсем ничтожными и большого значения для российского бюджета не играли. А ведь по своим размерам задолженность стран третьего мира даже превышала задолженность России и СССР странам первого мира.

Поэтому можно было предположить, что новый премьер энергично займется долговыми проблемами, что однозначно должно было привести к снижению нагрузки на федеральный бюджет. А это, в свою очередь, уже расширяло свободу маневра правительства во внутренней экономической политике. Оно могло или снижать налоги, или повышать доходы бюджетников, или усилить финансирование государственных капитальных вложений, в том числе в больших размерах оплачивать государственный оборонный заказ. Таковы были видимые перспективы деятельности нового российского правительства. Но этим перспективам не удалось сбыться.

Едва только премьер-министр вступил в должность и начал продавливать западных контрагентов по долговым переговорам на новые списания, внезапно, как черт из табакерки, на его пути выскочил экономический советник президента Андрей Илларионов. Он заявил, что списание долгов – это неправильная политика. А правильная политика, по его мнению, состоит в том, чтобы платить все долги, так как благодаря этим платежам валюты в стране будет мало, ее курс будет постоянно расти, что приведет к постоянному удорожанию импорта и надежно защитит отечественного производителя от иностранной конкуренции и даст невиданный толчок ее всемерному развитию.

В результате президент фактически дезавуировал собственного премьера, заявив на одной из международных встреч на высшем уровне, что России списания долгов не нужны, и она будет полностью выполнять взятые на себя обязательства. Этот маневр во многом удался благодаря большой экспортной валютной выручке, которая буквально заливала Россию где-то с 2001 года. Платежи стали проводиться бесперебойно, но на федеральный бюджет была взвалена совершенно невыносимая нагрузка. Так, за период времени, начавшийся с 2001 года, расходы по обслуживанию и погашению внешнего дога превышали 20% налоговых доходов. По исполненному бюджету 2003 года это около 450 млрд. руб., которые наверняка могли найти лучшее применение.

После полученного афронта правительство отошло в тень и сразу же получило наименование "технического". И стало заниматься как раз чисто техническими вопросами – приватизацией, разработкой и прохождением бюджета через Государственную Думу, корректировкой налогового законодательства, в том числе - введением упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, индексаций заработных плат работникам бюджетных организаций, принятием разного рода концепций развития отдельных отраслей экономики и тому подобными телодвижениями, которые было очень легко совершать в условиях валютного изобилия, которое пролилось на страну вследствие неимоверно высоких мировых цен на нефть и газ.

Все шло как бы само по себе – росла валютная выручка, вслед за ней росло реальное денежное предложение, что позволило не только прекратить безденежные расчеты, но и снизить процентные ставки по кредитам до уровня, доступного реальному сектору. А падение процентных ставок и относительное торможение инфляции позволило поддерживать экономический рост и без всякой девальвации, тем более, что она уже больше как год сменилась на ревальвацию. Но в общем экономический подъем первого срока президентства Путина носил послекризисный восстановительный характер. И стоило экономике восстановится в 2002 году до докризисного уровня 1997 года, как темпы роста резко упали. И если бы не стабильно высокий уровень цен на товары российского экспорта, эти темпы могли бы легко скатиться до нуля. И тогда требования Президента об удвоении ВВП выглядели бы по меньшей мере странно. 

Тем не менее, в правительстве не смогли учесть всю двусмысленность подобной ситуации и не смогли предложить программу действий, рассчитанную на вывод экономики страны на траекторию устойчивого и высокого экономического роста, причем независимого от колебаний внешних условий. Да что тут говорить о концептуальных вещах, когда даже позиции премьер-министра и министра финансов по поводу использования внезапно появившегося профицита бюджета никак не могли совпасть. Министр финансов все избытки хотел спрятать в загашник на черный день, а его начальник считал, что профицита быть не должно вообще. Или его надо потратить на оплату дополнительных бюджетных расходов, или на его величину снизить налоги. А все ссылки на предприимчивость и инициативу частного сектора, которые делало либеральное крыло правительства, звучали не очень убедительно на фоне ситуации избыточной ликвидности, которая была основной темой всех комментариев текущего экономического состояния в 2003 году.

Денег в экономике было много, но вот экономика их не абсорбировала и в реальный капитал не превращала. То есть рост носил крайне неустойчивый характер, и в любой момент мог смениться обвалом. Даст ли какой-то толк в этом смысле отставка правительства, будет ясно в самом ближайшем будущем.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).