«Росгосстрах» официально объявил о приостановке продаж новых полисов ОСАГО в связи с решением Центробанка. Дисквалификация компании, которая является лидером на рынке в этом виде страхования вскружила головы некоторым его участникам, которые планируют привлечь новых клиентов. Но в целом действия ЦБ стали поводом для того, чтобы переоценить риски, связанные с ОСАГО, — не самым прибыльным предприятием для страховщиков, где нарушения можно расценивать как следствие убыточности.
В компании уточнили, что временное ограничение лицензии по ОСАГО не повлияет на обязательства по договорам, заключенным до 27 мая включительно. Руководство «Росгосстраха» обещает сделать «все возможное, чтобы в кратчайшие сроки снять все вопросы со стороны ЦБ и продолжить работу в нормальном режиме».
Приказ Центробанка вступил в силу вчера в 12:00 мск. Регулятор обвиняет «Росгосстрах» в навязывании дополнительных услуг, не предоставлении владельцам лицензии законной скидки за безубыточность, необоснованных отказах в заключении договора ОСАГО. Теперь компания не имеет право продавать новые полисы, но обязана урегулировать убытки по старым.
В «Росгосстрахе» говорят, что своим решением Центробанк застал их врасплох, поскольку до этого все претензии отрабатывались в рабочем режиме и до радикальных действий еще не доходило. Поводов для претензий было достаточно. С начала года «Росгосстрах» получил от регулятора 385 предписаний. Только с 1 апреля по 25 мая ЦБ зарегистрировал более 2300 жалоб от граждан на действия компании при заключении договоров ОСАГО. За необоснованный отказ от заключения договора либо навязывание дополнительных услуг было вынесено 78 постановлений.
Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин уверяет, что ни о какой зачистке страхового рынка, как это происходит с банковским, речи не идет: сделано очень серьезное предупреждение и оно должно быть расценено соответствующим образом. В ЦБ рассчитывают, что в ближайшее время компания примет меры для изменения бизнес-модели.
«Надо понимать следующее — мы не планируем сегодня прекращать бизнес "Росгосстраха" на этом сегменте. Наоборот, мы надеемся, что компания как можно быстрее свою деятельность восстановит», — сказал Чистюхин, уточнив, что решение ЦБ суть ответ на недопонимании позиции регулятора.
Недовольство клиентов — для страхового рынка проблема системная. По данным РБК, с 3 марта 2014 года по 30 апреля 2015 года в Службу по защите прав потребителей поступило 39,1 тыс жалоб на действия страховщиков — приблизительно 75% от общего числа жалоб на все финансовые институты. Федеральная антимонопольная служба с марта 2013 по март 2015 получила более 10 тысяч жалоб на действия 44 страховых компаний в 80 субъектах РФ.
В совете директоров «Росгосстраха» решение ЦБ смело называют показательной поркой. На долю компании приходится 1/3 рынка ОСАГО, от нее зависит имидж и репутация всего сегмента. Большинство участников рынка сходятся в одном: атака на системно значимого игрока служит ясным сигналом для остальных, в каком русле стоит вести бизнес.
Это предположение фактически подтверждает первый зампред Банка России Сергей Швецов: «Я считаю, что компании слышат то, что говорит и делает регулятор, и не будут дожидаться подобных мер в свой адрес». В ЦБ нацелены на повышение дисциплины во всей отрасли, и не только с точки зрения продаж, но и с точки зрения выплат и снижения издержек клиентов при потреблении услуги в целом.
«Росгосстраху» отведено шесть месяцев на устранение нарушений. При этом речь идет не о формальном устранении. Согласно предписанию, улучшения должны быть отображены фактически и статистически: компании предстоит снизить количество жалоб. Как это повлияет на выдачу лицензий ОСАГО, в случае возобновления, пока не понятно, но можно с уверенностью сказать, что по крайней мере полгода работа страховщиков будет находиться под пристальным контролем.
Порядок действий, которые должен предпринять «Росгосстрах» для восстановления лицензии, — предмет будущих переговоров регулирующего органа с акционерами, заявил «Ведомостям» директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук. В компании рассматривают «самые критические» варианты развития событий, в том числе продажи полисов через головную компанию — ОАО «Росгосстрах», которая также имеет лицензию на ОСАГО и представительства во всех регионах.
Такому выходу из ситуации мешает существенная, но разрешимая проблема: родственной компании не хватает бланков. Квота Российского союза автостраховщиков (РСА) на ОАО «Росгосстрах» сейчас 17 тысяч на квартал, в то время, как квота «Росгосстраха» — пять миллионов бланков на квартал. Чтобы увеличить квоту страховщик должен произвести дополнительные отчисления в компенсационный фонд РСА. С учетом нынешних расценок, чтобы получить миллион бланков компании придется выложить четыре миллиарда рублей, технически такой вариант возможен.
Нужно учитывать, что в резервах «Росгосстраха» находится 68 миллиардов рублей, этой суммы будет достаточно, чтобы покрыть обязательства, даже если в казну компании перестанут поступать новые страховые премии. Убыток, который может потерпеть «Росгосстрах» из-за действия Центробанка, оценивается в 12,9 млрд рублей. Согласно отчетности МСФО, в 2014 году страховые премии компании по ОСАГО составили 43,2 млрд рублей, — выплаты 31 млрд рублей. Средний ежегодный прирост компании в 2012-2014 годы составляет 10,8%, прирост по выплатам — 19%. Если продажи полисов будут приостановлены на длительный срок, объем премий сократится в два раза, в то время как выплаты останутся прежние.
Аналитики считают, что уход «Росгосстраха» с рынка ОСАГО с радостью будет встречен другими страховщиками. За прошлый год доля компании на рынке ОСАГО выросла на 9,3% — до 34%. Сливки с этих показателей, в первую очередь, снимут компании из ТОП-10 страховщиков ОСАГО, среди которых «РЕСО-Гарантия», «ВСК», «Ингосстрах», «Согласие» и «Альфастрахование».
«Мы готовы обеспечить продажу полисов автомобилистам, которые планировали приобрести ОСАГО в "Росгосстрахе". Это и наша задача, и задача всего рынка — не допустить очередей, оказать необходимую помощь и консультации. Мы готовы выделить дополнительные ресурсы в тех офисах продаж, где это необходимо», — заявил руководитель управления методологии обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров.
С одобрением эту новость встретили и сами автовладельцы. В Ассоциации защиты страхователей (АЗС) уверены, что действия ЦБ справедливы настолько, насколько недобросовестное поведение страховой компании должно приводить ее к убыткам. В АЗС надеются, что государственное вмешательство позволит нравственно отрегулировать страховой рынок так, что добросовестное поведение страховой компании станет правилом, а не исключением.
Возникает вопрос, насколько далеко может зайти государственное регулирование? Бывший вице-президент страховой группы МС Арсен Даллакян считает, что мы стали свидетелями первого акта национализации всей отрасли. Повышение тарифов парадоксальным образом делает этот бизнес неприбыльным, поэтому компании с радостью начнут отказываться от лицензий. Вопреки общему мнению, Даллакян уверен, что решение ЦБ не следует расценивать как наказание «Росгосстраха», поскольку компанию только избавили от «убыточного портфеля», что больше похоже на поощрение.
По данным Российского союза автостраховщиков, в прошлом году продажи полисов ОСАГО выросли на 11,2% — до 150,3 млрд рублей, однако компании продолжают терпеть убытки и добровольно покидают рынок розничного страхования. Одной из таких компаний стал «Альянс», который свое решение объяснил, в том числе, убыточностью ОСАГО. На международном рынке Россия — единственная страна, где «Альянс» нес финансовые потери.
В РСА подчитали, что ОСАГО приносит страховщикам убытки более чем в 30 регионах, а в некоторых из них уровень выплат значительно превышает 100%. Однако «Росгосстрах» от этой опции отказываться не собирается. В компании пообещали отреагировать на предписания ЦБ в течение суток, рассчитывая сохранить лидирующие позиции на парадоксальном рынке ОСАГО.