В понедельник Росстат опубликовал очередные данные, а также отчитался и Банк России, так что стало возможно оценить II квартал и, соответственно, все первое полугодие. Результаты, стоит признать, получились противоречивые.
Впервые с 2012 года в первом полугодии в России вырос коэффициент Джини, в первом полугодии 2015 года он был 0,396, сейчас — 0,399. Именно коэффициент Джини в мире чаще всего используется для определения неравенства в каком-либо регионе, стране или группе стран. Если очень упрощать, то он показывает разницу доходов богатых и бедных домовладений. Если неравенства почти нет, то коэффициент стремится к нулю, если оно, напротив, зашкаливает, то он приближается к единице.
Специалисты говорят, что показатели неравенства доходов подвержены сезонным колебаниям, поэтому наиболее репрезентативны данные по итогам полного года, когда учитываются все квартальные и годовые премии, сезонные колебания в оплате труда, дивиденды и т. д., Но учитывая, во-первых, в принципе большие подозрения к качеству отечественной статистики, а во-вторых, малого количества цифр для анализа, данные за первое полугодие тоже говорят о многом.
Параллельно растет число людей, живущих за чертой бедности (те, у кого доходы ниже прожиточного минимума). Если в прошлый кризис по итогам 2008 года таких было 13,4% от общей численности населения (19 млн человек), то сейчас показатель составляет уже 15,7% (22,7 млн).
Именно растущий разрыв между богатыми и бедными россиянами может объяснить парадоксальные, на первый взгляд, цифры: падение оборота розничной торговли при росте реальной заработной платы, а она впервые достигла показателя 2014 года.
Банк России сообщил, что во II квартале снижение ВВП составило 0,2-0,4%. Это значительно лучше прогноза Минэкономразвития (эксперты этого ведомства ожидают падения на 0,6%). При этом в ЦБ считают, что в целом за год экономика сократится на 0,7%.
Оценки многих экспертов выглядят еще менее приятно. «Центр развития» ВШЭ не ожидает в ближайшее время восстановления роста и уверяет, что даже если экономика перестанет снижаться, в 2016 году падение ВВП все равно составит 1,5%.
В это время российский рубль продолжает падать. Во вторник, хоть и не на долго, впервые с начала июня евро на Московской бирже стоил больше 75 рублей, доллар же тестировал отметку 67 рублей. Все это происходит на фоне снижения цен на нефть — главный российский экспортный товар. Не стоит забывать, что, по данным ЦБ, инфляционные ожидания населения в июле 2016 года незначительно повысились, а значит цель Набиуллиной и ее команды, инфляция в 4% по итогам 2017 года, стала чуть дальше.
Вполне вероятно, что ожидания населения не столь уж и беспочвенны — во всяком случае, в стране обнаруживается все больше сторонников проинфляционной политики. «Коммерсантъ» написал, что Финансовый университет при правительстве и Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН направили в правительство письмо с предложением возврата к эмиссионному финансированию бюджета — в первой половине 1990-х годов такой подход, напомним, обернулся всплеском инфляции, который ЦБ только собирается подавить к 2017 году.