Несколько дней назад директор ИЭПП Егор Гайдар озвучил достаточно интересные предложения по реформированию пенсионной системы России, которые выгодно отличаются от использовавшихся до сих пор подходов. Предложения эти в основном сводятся к тому, чтобы использовать для выплаты пенсий доходы от инвестирования средств Стабилизационного фонда. Для этого размер Стабфонда должен быть увеличен в несколько раз, с таким расчетом, чтобы при вложении его средств в надежные и, соответственно, низкодоходные активы, получаемая прибыль была бы достаточной для выплаты пенсий хотя бы в тех же размерах, что и в настоящее время. По мнению Е.Т.Гайдара, увеличенный в размерах Стабфонд должен достигать 100% ВВП.
Если подобная схема организации пенсионных выплат заработает, то, как не трудно догадаться, потребность в нашем любимом едином социальном налоге (ЕСН) сильно снизится, или даже вообще отпадет. Потому что сейчас доходы Пенсионного фонда РФ и двух других внебюджетных фондов – медицинского страхования и социального страхования – формируются только за счет этого налога, выплата которого ложится на налогоплательщиков тяжелым бременем.
Напомним, что сейчас максимальная ставка этого налога составляет 26% с заработной платы граждан, не превышающей 300 тыс. руб. в год, (25 тыс. руб. в месяц), что означает попадание под эту ставку налога почти 90% всех работников. Платить такой налог тяжело, поэтому уклонение от него носит массовый характер, что негативно сказывается на доходах внебюджетных фондов, которые балансируют на грани дефицитности. Отсюда понятно стремление заменить ЕСН каким-нибудь другим финансовым инструментом, не таким тяжелым и жестким. Использование в этом качестве доходов Стабилизационного фонда выглядит в данном случае наиболее подходящим решением.
Определить, насколько нужно увеличить Стабфонд, чтобы прибыли от инвестирования его средств хватило на выплату пенсий в нынешнем размере, не очень сложно. Если сейчас доходы Пенсионного фонда находятся в районе 1 трлн. 100 млрд. руб. (отдельный вопрос – хватает ли их), то при доходности вложений в 10% годовых проектируемый размер Стабфонда должен немного превышать 10 трлн. руб. Естественно, что если доходность вложений будет меньше, например 5% годовых, или размер пенсий будет больше, чем сейчас, в два раза, то объем Фонда должен составлять как минимум 20 трлн. руб. Эта сумма в 20 трлн. руб. как раз соответсвует номинальному объему ВВП за 2005 год, то есть составляет 100% годового ВВП, как это и было предложено Егором Гайдаром.
Чтобы понять, реально ли накопить такую сумму и за какой срок, достаточно посмотреть на рост объема Стабилизационного фонда. На начало 2005 года его размер составлял 522 млрд. руб., на начало 2006 года – 1 трлн. 237 млрд. руб., а на начало 2007 года – 4,6 млрд. ф. ст., $39,4 млрд. и 30,8 млрд. евро. При этом из Стабфонда делались крупные платежи. В 2005 году была произведено первое досрочное погашение долга Парижскому клубу кредиторов в размере 430 млрд. руб. и погашена задолженность перед Внешэкономбанком в размере 124 млрд. руб. В 2006 году было произведено второе досрочное погашение долга Парижскому клубу - 617 млрд. руб. Сейчас, на начало марта 2007 года в Стабилизационном фонде находится 2,7 трлн. руб., а могло бы находиться на 1 трлн. рублей больше. Таким образом, за два с небольшим года прирост средств в Фонде превысил 2 трлн. руб., то есть средства росли со скоростью 1 трлн. руб. в год. И, если с мировыми ценами на нефть и газ ничего критического не произойдет, то можно предположить, что такой же рост сохранится и в будущем.
Но, кроме закрепленных доходов, из которых формируется Стабилизационный фонд (налоговые доходы, получаемые федеральным бюджетом при цене нефти свыше 27 долларов за баррель), он уже начал зарабатывать средства самостоятельно, инвестируя свои ресурсы в иностранные активы. Мы не слишком ошибемся, если предположим, что доходность по этим инвестициям приносит и будет приносить 5% в год. Тогда общий объем Фонда, составленный за счет перечислений из федерального бюджета и за счет капитализации доходов от инвестиций через 7 лет превысит 10 трлн. руб., а через 12 лет достигнет 20 трлн. руб. То есть это будут в максимальном варианте 2019-20 годы. Соответственно, начиная с этого момента времени пенсионную реформу можно будет начинать проводить в жизнь.
“Проведение в жизнь” прежде всего означает отмену той части единого соцналога, которая идет на финансирование пенсий. Сейчас из общей ставки в 26% на выплату пенсий идет 20%: на выплату базисной пенсии – 6%, трудовой – 10%, и накопительной – 4%. Понятно, что если пенсия будет выплачиваться за счет доходов от инвестиций, то сам соцналог в его пенсионной части будет уже не нужен. Останется только та часть этого налога, которая идет на финансирование фондов медицинского и социального страхования, более того - ее можно будет увеличить процентов до десяти. То есть соцналог будет находиться в интервале от 6% до 10%, что можно считать очень щадящими условиями налогообложения.
Поскольку соцналог в пенсионной части будет ликвидирован, автоматически прекращаются его перечисления в накопительную часть пенсии. При этом граждане, не имеющие накопительных счетов, ничего даже и не заметят, а у тех граждан, на которых, по действующему законодательству, накопительная система распространяется, будут кроме дохода от инвестиций Стабфонда получать еще и доход от инвестиций накопительной части пенсии. Хотя здесь, конечно, возможны варианты, в том числе и те, которые сейчас на слуху: прекратить перечисление части соцналога на накопительные счета, а высвободившиеся средства пустить на погашение дефицита по трудовым пенсиям.
И последнее изменение, которое нужно сделать в проектируемой пенсионной системе, заключается в том, что Стабилизационный фонд надо включить (инкорпорировать) в состав Пенсионного фонда. То есть внести его средства в уставный капитал Пенсионного фонда. Во-первых, технически будет удобнее, чтобы доходы от его инвестирования сразу же присоединялись к уставному капиталу ПФ РФ, а не оседали в Стабилизационном фонде. А во-вторых, если уже имеющийся Стабфонд и все его приращения в будущем сразу направлять в Пенсионный фонд, то тогда использовать эти средства на что-то другое будет очень сложно. Ведь вряд ли у кого-то поднимется рука истратить средства, предназначенные для пенсионеров, на разного рода сомнительные проекты, а вот на средства Стабфонда зубы точат многие. Поэтому с точки зрения сохранности средств их лучше сразу отправить в Пенсионный фонд, а не держать в Стабилизационном фонде.
Понятно, что предлагаемая пенсионная система носит пока еще довольно общий характер, и в ней надо много чего обсуждать, менять и переделывать. Однако ее основной принцип – замена налоговых платежей доходами от инвестирования пенсионного капитала – кажется очень продуктивным.