Бизнес-омбудсмен Борис Титов дал большое интервью «Интерфаксу», в котором рассказал, помимо прочего, о том, как пенсионную реформу видит он и его коллеги из «Столыпинского клуба». Учитывая, что закон о повышении пенсионного возраста уже принят Госдумой в первом чтении, вряд ли что-то в нем можно изменить кардинально — но кое в чем дискуссия еще очень актуальна.
Так, например, Борис Титов заявил, что пенсионный возраст следует отменить вообще, заменив его на выход на пенсию по достижению определенного для каждой профессии трудового стажа. Причем если стаж не накоплен, а выходить на пенсию все равно хочется, Титов предлагает разрешить «докупать» его.
Идея сама по себе интересная, но явно не реализуема в рамках текущей пенсионной реформы.
Также Титов рассказал, что Институт экономики имени Петра Столыпина предлагает государству напрямую из бюджета, а не через Пенсионный фонд, выплачивать пенсии тем гражданам, которые на них вышли до 1992 года, отказаться от обязательности накопительной части пенсии, при этом вернув то, что было конфисковано с 2014 года, а в результате радикально снизить надо снижать ставки страховых платежей, с действующих 30% до 14%. Титов уверен, что столь высокие страховые взносы «половину нашей экономики загнали в тень».
Это предложение Титова уже интереснее хотя бы потому, что реформа накопительного компонента российской пенсионной системы еще только предстоит , по всей видимости Минфин и ЦБ не рискнули выносить свои предложения на широкое обсуждение одновременно с вопросом о повышении пенсионного возраста. Действительно, если у россиян повышение пенсионного возраста будет прочно ассоциироваться с введением накопительной пенсии, то перспективы у этой реформы будут не слишком хорошими.
Между тем в общих чертах о том, что именно хотят предложить Минфин и ЦБ, уже известно. Речь идет о квазидобровольной накопительной пенсионной системе: работающие россияне, по идее авторов реформы, будут автоматически «подписываться» на отчисления в пенсионный фонд, но будут вправе отказаться от этого, для чего будет достаточно написать заявление.
Проблема предлагаемой системы в том, что она не имеет смысла, если россияне не будут ей доверять — ведь каждый может в любую секунду прекратить отчислять деньги в пенсионный фонд. Для того, чтобы участники системы ей доверяли, авторы реформы предлагают, во-первых, установить ограниченные права собственности на накопления, чтобы их можно было передавать по наследству и, в исключительных случаях, обналичивать. Во-вторых, подразумевается, что накопления будут делаться только в негосударственных пенсионных фондах, ПФР к ним отношения иметь не будет.
И вот тут слова Бориса Титова, безусловно, имеют смысл. Он выступает против внедрения накопительной системы в принципе, но при этом напоминает о том, что государство, не спросив разрешения у будущих пенсионеров, с 2014 года конвертирует накопительный компонент их пенсии в эфемерные баллы.
Выступление Бориса Титова не просто показывает, что пенсионная реформа еще не окончена — оно показывает, что еще даже не начата дискуссия по поводу некоторых ее составных частей, без которых что-то менять вообще бессмысленно.