будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Пенсионное подкрепление

Пенсионное подкрепление
gric_big

Произведенная на днях небольшая индексация базовой части трудовой пенсии, в очередной раз выявила один из самых болезненных вопросов нашей социальной жизни. Этот вопрос – нищенские пенсии, которые получают 38 миллионов российских граждан, которых едва-едва хватает на полуголодное существование.

В принципе, можно объяснить, почему размер пенсий такой низкий, и почему государство, которое вроде бы обязано заботиться о социально незащищенных слоях населения, ничем не может им помочь. Но эти умозаключения вряд ли помогут сделать жизнь миллионов людей богаче, поэтому оставим это в стороне, и посмотрим, что же можно реально сделать, то есть имеется ли возможность поднять пенсии заметным образом.

Чтобы понять, можно ли увеличить пенсионные выплаты и насколько, надо рассмотреть ситуацию с исполнением государственного бюджета России, так как пенсия (не считая негосударственного пенсионного обеспечения) оплачивается из бюджета, и ресурсы для ее возможного повышения можно взять именно оттуда.

В настоящее время средства, которыми располагает бюджетный сектор российского хозяйства, на первый взгляд выглядят достаточно большими. Консолидированный бюджет Российской Федерации (включающий федеральный и местные бюджеты, а также внебюджетные фонды) за 2006 год составил 10 трлн. руб. В том числе бюджет Пенсионного фонда – 1,6 трлн. руб. Сумма же видится немаленькой. С учетом всех государственных расходов выделить пенсионерам деньги, существенно повышающие уровень их жизни, будет достаточно трудно. Тем более, что, как показывает опыт текущего месяца, мы очень сильно зависим от колебаний конъюнктуры мирового финансового рынка (о мировом нефтяном рынке и говорить нечего): при серьезном ухудшении ситуации на этих рынках доходы бюджета могут существенно просесть, и выплачивать «большие» пенсии будет не из чего.

Надо, как говорят страховщики, «разделить риски», и при будущем повышении пенсий учитывать такой факт нашей хозяйственной жизни, как «работающие пенсионеры». К сожалению, нам не приходилось встречать материалы о количестве работающих лиц пенсионного возраста и, тем более, о сумме их доходов, но некоторые предположения об этом мы может построить. По этим нашим предположениям, к числу работающих пенсионеров мы можем отнести людей, чей возраст перешагнул за пенсионный еще на 10-15 лет. Поскольку эта категория людей имеет два источника дохода, из рассматриваемого варианта повышения пенсий ее можно исключить.

Заодно, кстати, из числа лиц, подпадающих под рассматриваемое нами повышение пенсий, можно исключить граждан, имеющих крупные счета в банках, и граждан, страхующих дополнительную пенсию в частных страховых компаниях. Процентный доход по банковским счетам и страховые выплаты являются второй, а у работающих пенсионеров – третьей пенсией, поэтому без дополнительной финансовой помощи от государства они точно смогут обойтись. К сожалению, учет этой категории еще сложнее, чем учет работающих пенсионеров, поэтому от того, чтобы принять во внимание этот фактор нам пока придется отказаться и повышать им пенсии наряду с остальными.

Таким образом, мы условно делим лиц пенсионного возраста на две категории – работающих и не работающих – и предлагаем у первых оставить все как есть, а вот второй категории увеличить кардинально пенсии. Это будет вроде компенсации потери дохода из-за невозможности продолжать трудовую деятельность. Ну, а первой категории – работающим пенсионерам - индексировать пенсии в общепринятом порядке, то есть с учетом инфляции и роста номинального дохода работающих граждан.

Увеличение пенсий неработающим пенсионерам должно (или может) производиться так, как это уже делается для тех же пенсионеров, достигших 80-ти летнего возраста. Как известно, для этих категорий граждан текущая пенсия удваивается, что делает ее более или менее сносной, хотя для нормальной жизни и ее маловато. Поэтому наше предложение по совершенствованию пенсионного обеспечения сводится, в общем, к достаточно простой вещи – снизить возраст, начиная с которого происходит удвоение пенсий. То есть установить его, для начала, в 75 лет. При этом количество лиц, получающих удвоенную пенсию, возрастет более чем в два раза. Если по данным на 2006 год в России граждан в возрасте старше 80 лет живет 3 млн. человек, то граждан в возрасте от 75 до 80 лет – 4,5 млн. человек. То есть, в итоге, двойными пенсиями может быть охвачено 7,5 млн. чел.

Какие расходы бюджета вызовет это повышение? Если исходить из того, что средняя пенсия по России составляет 4 тыс. руб. в месяц, а повышенная – 8 тыс. руб. в месяц, то бюджету придется ежемесячно выкладывать дополнительно 18 млрд. руб. в месяц или 216 млрд. руб. в год. Для самого Пенсионного фонда, бюджет которого в прошлом году составил 1,6 трлн. руб., а на 2007 год запланирован в размере 1,8 трлн. руб., эта цифра может оказаться неподъемной, но для федерального бюджета, который и так оказывает серьезную финансовую поддержку Фонду, эти дополнительные 216 млрд. рублей в год погоды не делают. И сотрудники Министерства финансов, если хорошо покопаются, смогут найти эту сумму в других расходных статьях нашего бюджета, и перераспределить их в пользу пенсионеров. За примерами их «широких возможностей» далеко ходить не надо. Буквально на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин заявил, что он готов отправить процентный доход по инвестициям Стабилизационного фонда на дотирование Пенсионного фонда. А этот доход за 2007 год должен составить, ни много ни мало - 100 млрд. руб. То есть половина искомой суммы уже в кармане, ну а вторую половину сотрудники Минфина точно найти смогут.

Чтобы лучше понять тяжесть предстоящих финансовых обязательств, можно продолжать снижать возраст удвоения пенсий и дальше, доведя его, например, до 70 лет. Этот вариант тоже легко просчитывается, так как граждан в возрасте от 70 до 75 лет у нас почти столько же, сколько и в возрасте от 75 до 80 лет – 4,7 млн. человек. Это потребует дополнительных расходов в сумме 226 млрд. руб., а вместе с расходами на повышение пенсий лицам в возрасте от 75 до 80 лет – около 450 млрд. руб. Хотя эта сумма уже достаточно весома, российский бюджет, если поднапряжется, сможет и ее из себя выжать. И если он это сделает, то это будет являться достойным показателем эффективности работы нового кабинета.

См. также другие тексты автора:

  • Пенсии от Гайдара
  • Развитие без реформы
  • Российские виды на украинский урожай
  • Российское эхо американского кризиса
  • Импортное лекарство для российской экономики
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).