Произведенная на днях небольшая индексация базовой части трудовой пенсии, в очередной раз выявила один из самых болезненных вопросов нашей социальной жизни. Этот вопрос – нищенские пенсии, которые получают 38 миллионов российских граждан, которых едва-едва хватает на полуголодное существование.
В принципе, можно объяснить, почему размер пенсий такой низкий, и почему государство, которое вроде бы обязано заботиться о социально незащищенных слоях населения, ничем не может им помочь. Но эти умозаключения вряд ли помогут сделать жизнь миллионов людей богаче, поэтому оставим это в стороне, и посмотрим, что же можно реально сделать, то есть имеется ли возможность поднять пенсии заметным образом.
Чтобы понять, можно ли увеличить пенсионные выплаты и насколько, надо рассмотреть ситуацию с исполнением государственного бюджета России, так как пенсия (не считая негосударственного пенсионного обеспечения) оплачивается из бюджета, и ресурсы для ее возможного повышения можно взять именно оттуда.
В настоящее время средства, которыми располагает бюджетный сектор российского хозяйства, на первый взгляд выглядят достаточно большими. Консолидированный бюджет Российской Федерации (включающий федеральный и местные бюджеты, а также внебюджетные фонды) за 2006 год составил 10 трлн. руб. В том числе бюджет Пенсионного фонда – 1,6 трлн. руб. Сумма же видится немаленькой. С учетом всех государственных расходов выделить пенсионерам деньги, существенно повышающие уровень их жизни, будет достаточно трудно. Тем более, что, как показывает опыт текущего месяца, мы очень сильно зависим от колебаний конъюнктуры мирового финансового рынка (о мировом нефтяном рынке и говорить нечего): при серьезном ухудшении ситуации на этих рынках доходы бюджета могут существенно просесть, и выплачивать «большие» пенсии будет не из чего.
Надо, как говорят страховщики, «разделить риски», и при будущем повышении пенсий учитывать такой факт нашей хозяйственной жизни, как «работающие пенсионеры». К сожалению, нам не приходилось встречать материалы о количестве работающих лиц пенсионного возраста и, тем более, о сумме их доходов, но некоторые предположения об этом мы может построить. По этим нашим предположениям, к числу работающих пенсионеров мы можем отнести людей, чей возраст перешагнул за пенсионный еще на 10-15 лет. Поскольку эта категория людей имеет два источника дохода, из рассматриваемого варианта повышения пенсий ее можно исключить.
Заодно, кстати, из числа лиц, подпадающих под рассматриваемое нами повышение пенсий, можно исключить граждан, имеющих крупные счета в банках, и граждан, страхующих дополнительную пенсию в частных страховых компаниях. Процентный доход по банковским счетам и страховые выплаты являются второй, а у работающих пенсионеров – третьей пенсией, поэтому без дополнительной финансовой помощи от государства они точно смогут обойтись. К сожалению, учет этой категории еще сложнее, чем учет работающих пенсионеров, поэтому от того, чтобы принять во внимание этот фактор нам пока придется отказаться и повышать им пенсии наряду с остальными.
Таким образом, мы условно делим лиц пенсионного возраста на две категории – работающих и не работающих – и предлагаем у первых оставить все как есть, а вот второй категории увеличить кардинально пенсии. Это будет вроде компенсации потери дохода из-за невозможности продолжать трудовую деятельность. Ну, а первой категории – работающим пенсионерам - индексировать пенсии в общепринятом порядке, то есть с учетом инфляции и роста номинального дохода работающих граждан.
Увеличение пенсий неработающим пенсионерам должно (или может) производиться так, как это уже делается для тех же пенсионеров, достигших 80-ти летнего возраста. Как известно, для этих категорий граждан текущая пенсия удваивается, что делает ее более или менее сносной, хотя для нормальной жизни и ее маловато. Поэтому наше предложение по совершенствованию пенсионного обеспечения сводится, в общем, к достаточно простой вещи – снизить возраст, начиная с которого происходит удвоение пенсий. То есть установить его, для начала, в 75 лет. При этом количество лиц, получающих удвоенную пенсию, возрастет более чем в два раза. Если по данным на 2006 год в России граждан в возрасте старше 80 лет живет 3 млн. человек, то граждан в возрасте от 75 до 80 лет – 4,5 млн. человек. То есть, в итоге, двойными пенсиями может быть охвачено 7,5 млн. чел.
Какие расходы бюджета вызовет это повышение? Если исходить из того, что средняя пенсия по России составляет 4 тыс. руб. в месяц, а повышенная – 8 тыс. руб. в месяц, то бюджету придется ежемесячно выкладывать дополнительно 18 млрд. руб. в месяц или 216 млрд. руб. в год. Для самого Пенсионного фонда, бюджет которого в прошлом году составил 1,6 трлн. руб., а на 2007 год запланирован в размере 1,8 трлн. руб., эта цифра может оказаться неподъемной, но для федерального бюджета, который и так оказывает серьезную финансовую поддержку Фонду, эти дополнительные 216 млрд. рублей в год погоды не делают. И сотрудники Министерства финансов, если хорошо покопаются, смогут найти эту сумму в других расходных статьях нашего бюджета, и перераспределить их в пользу пенсионеров. За примерами их «широких возможностей» далеко ходить не надо. Буквально на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин заявил, что он готов отправить процентный доход по инвестициям Стабилизационного фонда на дотирование Пенсионного фонда. А этот доход за 2007 год должен составить, ни много ни мало - 100 млрд. руб. То есть половина искомой суммы уже в кармане, ну а вторую половину сотрудники Минфина точно найти смогут.
Чтобы лучше понять тяжесть предстоящих финансовых обязательств, можно продолжать снижать возраст удвоения пенсий и дальше, доведя его, например, до 70 лет. Этот вариант тоже легко просчитывается, так как граждан в возрасте от 70 до 75 лет у нас почти столько же, сколько и в возрасте от 75 до 80 лет – 4,7 млн. человек. Это потребует дополнительных расходов в сумме 226 млрд. руб., а вместе с расходами на повышение пенсий лицам в возрасте от 75 до 80 лет – около 450 млрд. руб. Хотя эта сумма уже достаточно весома, российский бюджет, если поднапряжется, сможет и ее из себя выжать. И если он это сделает, то это будет являться достойным показателем эффективности работы нового кабинета.