Госдума и Совет Федерации молниеносно приняли поправки в Налоговый кодекс, повышающие ставки акциза на бензин и дизельное топливо. Сегодня документ был одобрен нижней палатой сразу в трех чтениях, а затем утвержден сенаторами. С 1 апреля 2016 года акцизы на литр автомобильного бензина и дизельного топлива подорожают на два рубля и на один рубль соответственно.
Новая ставка акциза на бензин 5-го класса, согласно поправкам, с апреля будет составлять 10,13 тыс рублей за тонну, на дизтопливо – до 5,293 тыс рублей за тонну. Во избежание нелегального производства документ предусматривает повышение ставки акцизов на прямогонный бензин. Ставка акцизов на средние дистилляты будет эквивалентна ставке акцизов на дизтопливо, чтобы предупредить создание схем по уклонению от уплаты акцизов посредством подмены топлива.
Решение о повышении акцизов было принято в конце января на совещании правительства с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Тогда высокопоставленный федеральный чиновник объяснил РБК, что за счет готовящихся поправок планируется повысить поступления в бюджет, чтобы покрыть дефицит, возникший из-за падения цен на нефть.
Заместитель министра финансов Юрий Зубарев, представляя законопроект депутатам, заявил, что правительство идет на вынужденные меры для сокращения образовавшегося дефицита в бюджете. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «повышение ставок акцизов в условиях снижения мировых цен на нефть не должно оказать существенного влияния на цены на топливо на внутреннем рынке».
В 2016 году акцизы на горючее уже поднимались. В январе ставка акциза на бензин Евро-5 выросла на 36,5%, до 7,53 рубля за литр, на дизельное топливо — на 20,3%, до 4,15 рубля. В 2016 году от повышения акцизов планируется выручить 89,3 миллиарда рублей. На 26 февраля розничная цена литра бензина марки АИ-95 по Москве составляет в среднем 36-37 рублей.
«Максимально возможный рост цены из-за акциза будет находиться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, а именно 7-8%. Максимальный негативный эффект на уровень розничных цен будет наблюдаться, только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя», - сказал Зубарев на заседании Госдумы. Замминистра пообещал, что ведомство будет следить за тем, чтобы производители и продавцы, «пользуясь случаем», не увеличили маржу.
Спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин на это ответил, что Госдума будет требовать от правительства компенсаций для отдельных категорий населения, если розничные цены на бензин в этом году превысят уровень инфляции. Депутаты также потребовали, чтобы средства с повышения акцизов были направлены на развитие дорожного хозяйства. Нарышкин пообещал проконтролировать этот процесс.
Несмотря на заверения Минфина и ряда экспертов о том, что инициатива правительства не приведет к росту розничных цен в связи со снижением нефтяных котировок, производители предупредили, что рост акцизов непременно отразится на водителях. В частности, ЛУКОЙЛ пообещал повышать цены на своих заправках на два рубля в течение года. С другой стороны, сейчас рынок бензина сбалансирован. и параллельно с повышением оптовых цен на автозаправках стоимость горючего до последнего времени снижалась, отмечает источник «Коммерсанта» в одной из нефтяных компаний.
Цена на бензин в России на 70% состоит из налогов, на 23-25% из транспортных расходов и других издержек и только на 5-7% из себестоимости и добычи нефти. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, нефтяные компании сознательно сохраняют социально низкие цены на топливо, но из-за повышения акцизов они могут пересмотреть свою ценовую политику.
Одними из первых, кто критически отреагировал на планы правительства, были организованные дальнобойщики. Завтра должна начаться очередная акция протеста против системы «Платон», в которой планируют принять участие водители из 43 регионов России. К апрелю протестное движение дальнобойщиков может усилиться. В нескольких десятках регионов уже созданы местные союзы водителей. В процессе формирования находится Всероссийский профсоюз водителей.
Теперь вместе с требованием отмены новой системы оплаты проезда дальнобойщики требуют отказаться от повышения топливных акцизов. По мнению водителей, это может привести к росту цен на автоперевозки. Кроме того, с 1 марта начнет взиматься полная плата по системе «Платон». Правительство неоднократно заявляло о готовности идти на уступки, но исключило возможность отмены «Платона». Пока дальнобойщикам удалось только добиться снижения штрафов. Идею отмены транспортного налога для большегрузов правительство не поддержало.