Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи могут обязать уже в 2019 году ставить на продукцию федеральные специальные марки. Причем для их получения необходимо будет обзавестись лицензией и попасть в федеральный реестр производителей. Все эти меры прописаны в законопроекте, который, как пишет «Коммерсантъ», разрабаотывает Минфин. Если документ будет принят, то регулирование производства и оборота пива будет мало отличаться от регулирования рынка крепкого алкоголя.
Новыми требованиями Минфин планирует дополнить закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции.
Сейчас в России маркировка в алкоголе обязательна лишь для крепких напитков и вина. Интересно, что Минфин еще в апреле не поддерживал маркировку пива специальными или акцизными марками, но сейчас в пресс-службе ведовства объяснили «Коммерсанту», что необходимость ужесточения регулирования вызвана выявленными Росалкогольрегулированием (РАР) нарушениями в обороте пивоваренной продукции. «В 2017 году лабораториями РАР проведены испытания 1033 образцов пивной продукции. Согласно результатам экспертиз, установлено несоответствие требованиям госстандартов 997 образцов»,— пояснили в Минфине. Также, добавили там, за последние два года РАР арестовано или изъято более 1,8 млн литров продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов и нормативной документации (продажи пива в России в 2017 году превысили 7 млрд литров).
Также в Минфине уточнили, что сейчас в законопроекте указана лишь ориентировочная дата введения марок, в реальности они станут обязательными не ранее середины 2019 года: «К сентябрю организации, производящие пивоваренную продукцию, представят свои предложения по формату маркировки, который для них является наиболее предпочтительным. По мере определения формата маркировки уже будет приниматься решение о дате ее запуска».
Проблема в том, что маркировка всех пивных бутылок по образцу водочных невозможна технически: крупные пивзаводы могут выпускать 50 бутылок в секунду, для того, чтобы наклеивать на каждую марку придется замедлить производство втрое, утверждает председатель правления Объединения участников пивобезалкогольного рынка (ОУПР) Игорь Хавский.
По словам Хавского, участники рынка готовы предложить другие способы маркировки, с помощью которых можно прослеживать движение каждой бутылки, например нанесение QR-кодов. Московская пивоваренная компания уже готова запустить эксперимент по цифровой маркировке всех линий и всех типов упаковки — от стеклянной бутылки до кеги.
Директор по корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев вообще говорит, что маркировка бессмысленна, поскольку «подделки в пиве отсутствуют ввиду сложности производства продукта». «Таким образом, дополнительная значительная нагрузка не только на производителей, но и на других участников оборота является чрезмерной и вызывает огромные опасения»,— считает он.
По оценкам AB InBev Efes, установка оборудования для нанесения маркировки для одной линии обойдется примерно в $1 млн, а таких линий на крупном заводе минимум десять. «С учетом того, что пивоваренный бизнес низкомаржинален, такие затраты являются внушительными даже для крупного бизнеса, а для малого и среднего они могут оказаться просто непосильными»,— обеспокоен господин Дурдыев.
Еще одним механизмом контроля в Минфине предложили сделать лицензии для пивоваров или же их обязательное внесение в реестр производителей. Для того чтобы попасть в список легальных производителей, пивоварам придется предоставить пакет документов, в том числе и о наличии у них складских и производственных помещений. Эти требования идентичны тем, что действуют сейчас для получения лицензий на выпуск крепкого алкоголя.