Мэр Москвы пообещал не вводить платы за въезд в центр города, но посулил автомобилистам платные парковки. Мера, безусловно, вынужденная в борьбе с пробками. Однако она не прибавит популярности властям, а без иных решений в сфере транспорта не даст должного эффекта.
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, как будет развиваться транспортная сеть города и как власти планируют бороться с пробками. Собянин обнадежил — слухи о платном въезде в центр не являются правдой. «Никакого платного въезда не будет, это очевидно. Это невозможно с точки зрения технологии и идеологически»,— заявил Сергей Собянин в интервью «Ветсям ФМ». «700 тыс. человек живут в центре города. Им что, тоже поставить машины на прикол? Это бессмысленная задача и ненужная»,— отметил мэр.
И тут же добавил к этому большую ложку дегтя: в центре Москвы и на подъездах к нему стоянка машин должна быть платной. «У автомобилистов должен быть выбор: либо платить за парковку, либо приезжать в центр на общественном транспорте. Все города мира решают эту проблему одинаково», отметил Собянин.
Про «все города» Собянин, конечно, загнул. В 2003 году в Лондоне был введен именно что платный въезд в центр города — 8 фунтов за поездку. Такую меру для разгрузки центра рассматривали и московские власти. В 2007 году плата за въезд на Манхэттен была введена в Нью-Йорке. Иные европейские города тоже прибегали к этой мере. Впрочем, в 2008 году власти Лондона признали, что мера не решила проблемы пробок. После этого признания охладело к введению платы за въезд в центр и московское правительство.
Помогает и пропаганда передвижения на общественном транспорте и такси. Правда, для применения такого метода надо, чтобы общественный транспорт стал менее загруженным, а такси подешевели
Собянин в этой связи лишь пообещал, что в 2012 году плата за проезд в общественном транспорте повышаться не будет. Ранее каждый год плата за проезд традиционно индексировалась, и все равно общественный транспорт оставался убыточным (во многом из-за большой доли льготников). Впрочем, отказ от индексирования платы за проезд может объясняться не только желанием повысить доступность и популярность общественного транспорта, но и — отчасти — предвыборными соображениями. За планами московского правительства повсеместно в общественном транспорте наладить работу WiFi может проходить по тому же разряду — привлечь продвинутую молодежь
В интервью «Вести ФМ» он объяснил, что выдвинул свою кандидатуру на выборы в Госдуму в списках партии «Единая Россия», чтобы понять, как москвичи оценивают работу властей Москвы. «Выборы в Государственную Думу — это один из наиболее понятных видов обратной связи с людьми», — сказал Собянин.
Личный рейтинг мэра относительно невысок, хоть и растет. В мае-июле, по данным «Левада-центра», деятельность мэра положительно 28-29 процентов москвичей (из них четыре оценивали свое отношение к работе мэра как «очень хорошее»). В августе «группа поддержки» Собянина увеличилась до 34 процентов (5 процентов «очень хороших» ответов). Антирейтинг мэра довольно стабилен и находится на уровне 15 процентов.
Правда, оценка практически не зависит от того, что мэр руководит московским отделением «Единой России». 47 процентов опрошенных заявили, что на их мнение относительно деятельности московского мэра никак не влияет то обстоятельство, что он руководит столичными единороссами (25 процентам это не нравится). Обратная связь также не просматривается: на отношение к «Единой России» то обстоятельство, что ее отделение возглавляет мэр, никак не повлияло у 50 процентов респондентов. Так что для победы на выборах вайфая в недорожающих автобусах недостаточно, надо еще и повысить рейтинг мэра и связать его с «Единой Россией».
По оценке НИИ Генплана, в центре Москвы работает более двух миллионов человек — почти треть от всех работающих горожан. И приблизительно половина из них — потенциальные клиенты будущих платных парковок.
Однако московские власти и специалисты, которые говорят о необходимости той или иной платы за въезд в центр, правы в том, что решение попытаться как-то мотивировать меньше ездить способствует и уменьшению пробок. Впрочем, без использования иных решений — строительства хорд и хайвэев, создание современной системы управления транспортом и так далее — платные парковки необходимого эффекта, кроме раздражения горожан, не дадут. Как любит повторять научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, в некоторые районы Москвы из других можно попасть только через центр.
Все необходимые меры вроде бы были перечислены в «дорожной карте» по решению транспортного вопроса, которую мэрия обнародовала вскоре после пришествия Собянина. Однако пока столичное правительство значительных побед над пробками не добилось. Следует надеяться, что только пока.