будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЧМ-2010
Июль 2, 2025
Хозяйство

Почему нас там нет?

Почему нас там нет?
2balls17

Стартовал Чемпионат мира по футболу. Для России — с ограбления комментатора Геннадия Орлова и нападения на гида группы «Первого канала». И вероятно, больше ничего особенного не произойдет ведь наша сборная на чемпионат не поехала.

Посему вместо разговора о большом спортивном празднике, надо говорить о большом спортивном горе. Проблема обсуждалась уже не раз и кратко причины спортивных неудач в Ванкувере и в ходе отборочного турнира на ЧМ по футболу знающие и делающие лицо знающих люди определяют следующим образом:

  • Низкая мотивация профессиональных спортсменов для защиты национальных интересов
  • Отсутствие инфраструктуры самого разного уровня
  • Низкий уровень спортивного менеджмента
  • Пришествие в систему управления спортом некомпетентных людей из бизнеса и чиновничества
  • Слишком большая коррупционная составляющая и просто неэффективность использования в отечественном спорте

Эти во многом противоположные тезисы использовались различными комментаторами для объяснения провалов российских спортсменов. Химеру про низкую мотивацию даже обсуждать всерьез не хочется. Во -первых, в некоторых видах спорта (например, в биатлоне) сборная команда   выступает на регулярной основе и именно попадание в сборную гарантирует профессиональному спортсмену заработок. Когда одна из биатлонисток заявляла, что «спортсмены никому ничего не должны» подразумевалось, безусловно, «да что эти ваши телезрители понимают в том, насколько сложна наша работа и какова ее специфика» (специфика, например, в том, что в биатлоне «призовой» является «восьмерка», за четвертое место  дают приличные очки в розыгрыше Кубка мира и можно завоевать Кубок мира ни разу не попав в «тройку»). Некрасивое заявление, раздражающее, но мало общего имеющее с «проблемой мотивации».

Если перейти к общей формуле, то  у профессионала помимо патриотической мотивации имеется еще и профессиональная репутация. Каковая ставится на кон во время участия в крупном состязании. Вероятно, многие молодые люди, услышав медные трубы и увидев чеки с большими по меркам обывателей суммами, думают о том, что есть основное место работы (клуб), а есть второстепенное участие в играх сборной. Людей, что думают так, по всей видимости, не надо в сборную звать — на то имеется тренер, будь он хоть гражданином Сомали — поймет.

Инфраструктура — вопрос, безусловно, больной, но тоже не универсальный. Недоказана прямая связь между развитием спортивной инфраструктуры и развитием массового спорта, тем более не была проанализирована отдача от инвестиций в развитие инфраструктуры для «большого спорта». Вероятно, она есть, но даже построив не 700 (как предполагается: Подайте на катки и бассейны), а 7000 бассейнов уже через пять лет, мы очевидно не получим ни «здоровую нацию», ни град олимпийских медалей в 2016 году. Работа на перспективу полезна, но так же очевидно, что отсутствие футбольных полей не могло помешать сборной России по футболу подготовиться к матчам отборочного цикла. Для игроков такого уровня поля, катки, бассейны и корты есть — если не в России, то заграницей определенно.

Дальнейшие пункты, как представляется интереснее: по причине неоднозначности интерпретации. Что такое спортивный менеджмент, несмотря на уверения многих уважаемых людей, в мире мало кто понимает. Есть правила менеджмента, что работают в мире профессионального спорта, есть — что не работают. На грани «сработает- не сработает» играют те люди, которых принято считать как бы профессионалами. Профессионально управляя, они едва не довели до банкротства мадридский «Реал» (клуб был вынужден продавать землю муниципалитету) и «Манчестер Юнайтед» (клуб достался с долгами американцам Глейзерам, у которых ныне его пытаются выкупить по лучшим отечественным государственническим рецептам команда «красных рыцарей» - патриотов клуба). Еще в английском футболе были Абрамович, Усманов, Аль-Файеды и много иных «денежных мешков», удачно или не очень отмывающих репутацию и «играющих в футбол». Деньги в спорте все еще в основном спонсорские, а эффект спонсорства мало кто просчитывал. Речь, как правило, ведется о выходе на безубыточность — и в чем же, позвольте, эффективность «эффективных менеджеров»? Ответ: в достижении результата, который владелец мыслит удачным, при ресурсах, который владелец мыслит возможным потратить. Поскольку результата два: спортивный и денежный, спортивный менеджер всегда выводит команду «на грань рентабельности», но почти никогда не ведет ее к прибыльности. Надо же ведь еще выиграть турниры. Но и выиграть турнир всеми силами и средствами — неинтересно, ибо были случаи, когда ставшие чемпионами страны середняки становились банкротами (в России есть и своя специфика футбольного бизнеса, о которой мы рассуждали: Уникальные спортивные коллективы).

В смысле трансферной политики любой спортивный агент или тренер — венчурный менеджер, оперирующий чужими деньгами. Набор необходимых компетенций у спортивного менеджера, таким образом, разнообразен, но у «обычных» менеджеров бывает и интереснее. Есть подозрение, что людей, обладающих такими навыками, в России немало.

На это принято отвечать следующим соображением: спорт — слишком специфическая сфера, и менеджеру из нефтянки здесь не справиться. Непонятно, что в таком случае в «Спартаке» делает его владелец и совладелец «Лукойла» Леонид Федун. Вероятно, бытовавшие там профессионалы, вроде тренера Романцева и менеджеров Шавло и Червиченко чем-то его не удовлетворили. И сам он, может и не блестяще справляется, но все-таки клуб не покидает. Бытует мнение о ряде крайне спорных решений, которые себе позволили в сфере финансов бывшие руководители клуба.

И здесь имеется вопрос о коррупционной составляющей и эффективности вкладываемых в спортивный как бы бизнес инвестиций. Более-менее точной информации нет — сфера непрозрачна, значительная часть информации о договорных матчах, коррупции при переходах игроков, нецелевой трате спонсорских денег бродит в виде слухов. Из последнего стоит вспомнить скандал в баскетбольной федерации, где скандал со взяткой был записан на пленку и попал журналистам. Чем закончится дело? Об уголовном деле пока речи не идет, функционеры больше последнее время интересовались «откуда запись попала к журналистам».

Или вот депутат-ритейлер Груздев вносит в Госдуму законопроект, который освобождает от уголовной ответственности человека, что договорился об исходе матча — тренера или букмекера — но потом все честно рассказал уполномоченным органам. Предполагается, соответственно, что доносов будет больше, страх перед «договорняками» повысится, а прозрачность возрастет. Однако если предположить, что система договорных матчей более-менее устоялась, рынок услуг существует, саморегулирование вида спорта через спортивные федерации и дисциплинарные комитеты является фикцией, картина становится менее радужной. В каком случае контрагент по «договору» пойдет в уполномоченный орган? Наверно, если не было соблюдено условие «контракта» - не выплачены деньги, не хочется платить деньги или не достигнут оговоренный результат. То есть закон дополнительно упорядочивает выплаты за договорняки и вводит ответственность за несоблюдение договоренностей. Из антикоррупционного превращаясь в де-факто — поддерживающий систему «договорняков». Вероятно, ФСБ с прокуратурой могли бы как-то повлиять на ситуацию (то есть  - меры можно поддержать по силовой линии), но сообщество, закрытое и непрозрачное, обвинит любых следователей в непрофессионализме и, кроме оговоренного случая «непроплаты», встанет горой за коллег по цеху. Ну а для прессы будут заготовлены формулировки «надо бы разобраться откуда у вас материалы» и иски на тему «мы кальянов не курили, а подозрительный гол забили с сомнительного пенальти сами». Пресса, есть подозрение, будет поступать в духе футбольного комментатора Гусева, что в эфире после любого скандала рассуждает о нем в духе «даже не буду рассказывать о том, о чем вы знаете».

Еще, наверно, помог бы аудит команд и федераций и серьезное внутреннее расследование по имуществу функционеров, с последующим обнародованием фактов коррупции в мире спорта. Однако — банкротство ведущих клубов или серьезные санкции понравятся не всем болельщикам, организации либо имеют статус некоммерческих, либо являются частными. Федерации, как уже говорилось, бледно выглядят и заставить сделать что-то спортсменов и клубы вряд ли способны.

Регулирующее министерство и вовсе вряд ли компетентно в решении больных вопросов. Во-первых, за неимением формальных полномочий, во-вторых, за неимением желания всерьез заниматься этой больной темой (и остальными, впрочем, тоже — кроме строительства объектов). Во главе министерства стоит бывший спортивный менеджер «Зенита», бывший чиновник питерской администрации, бывший глава Российского футбольного союза, человек выдающихся лоббистских способностей — ему должны быть хорошо известны все обозначенные проблемы со всех сторон (см. например: Министр спорта увидел в "Человеке и законе" "заказуху").

Правда, вместо изменения похода к управлению спортом и изменения правил игры в широком смысле слова (а не перехода на другой календарь или решение большой, но частной проблемы проблемы проведения в России ЧМ по футболу 2018 года), создается всероссийское общество болельщиков. Призванное умиротворить фанатское буйство, а по факту распределяющее квоты на билеты и чуть ли не  занимающееся торговлей билетами. Управляется общественная организация также как и все остальное в мире спорта — неизвестно как, за исключением довольно узкого круга вовлеченных лиц.

И почему происходят провалы российских спортсменов — тоже никто не знает, только уже включая и лиц непосредственно вовлеченных. Руководство страны требует разобраться. Член Совета Федерации Вячеслав Фетисов в интервью «Полит.ру» говорил, что провал в Ванкувере произошел от неэффективной работы министерства и Олимпийского комитета (см. Вячеслав Фетисов: наши чиновники забыли, что впереди Олимпиада в Лондоне). В ОКР при экс-главе Ткачеве утверждали, будто виноват руководивший Госкомспортом шесть лет Фетисов. В Минспорта винят «лихие девяностые», недостаток финансирования, прежнее руководство и даже административные издержки, мешавшие министру больше года войти в работу. Спортивная пресса клеймит всех подряд, включая спортсменов, тренеров и фармацевтов. Конспирологи винят Гайдара и мировую закулису. Спортсмены склонны винить организаторов соревнований и говорят, что «не повезло». Может и правда — не повезло, поэтому мы и не поехали на Чемпионат мира по футболу.

Хорошо, правда, что нам его покажут: презрев патриотизм и проявив глобальное мышление, телевизионное начальство все-таки закупило трансляции. Без «наших» и без нервов можно порадоваться за успехи Англии, Бразилии или, как советует в своем блоге корреспондент "Коммерсанта" Андрей Козенко, Гондураса. Что вовсе не отменяет необходимости изменений системы отношений в спорте, к спорту и в околоспортивном мире.

Михаил Захаров

Где и когда смотреть то, где нас нет

 11 июня

1. ЮАР - Мексика 18.00 /Первый

2. Уругвай - Франция 22.30 /«Россия 1»

 12 июня

3. Аргентина - Нигерия 18.00 /Первый

4. Южная Корея - Греция 15.30 /«Россия 2»

5. Англия - США 22.30 /Первый

 13 июня

6. Алжир - Словения 15.30 /«Россия 2»

7. Германия - Австралия 22.30 /Первый

8. Сербия - Гана 20.00 /«Россия 2»

 14 июня

9. Нидерланды - Дания15.30 /Первый

10. Япония - Камерун 18.00 /«Россия 2»

11. Италия - Парагвай 22.30 /Первый

 15 июня

12. Новая Зеландия - Словакия 15.30 /«Россия 2»

13. Кот-д'Ивуар - Португалия 18.00 /Первый

14. Бразилия - КНДР 22.30 /«Россия 1»

 16 июня

15. Гондурас - Чили 15.30 /«Россия 2»

16. Испания - Швейцария 18.00 /«Россия 2»

17. ЮАР - Уругвай 22.30 /«Россия 2»

 17 июня

18. Франция - Мексика 22.30 /«Россия 1»

19. Греция - Нигерия 18.00 /Первый

20. Аргентина - Южная Корея 15.30 /«Россия 2»

 18 июня

21. Германия - Сербия 15.30 /Первый

22. Словения - США 18.00 /«Россия 2»

23. Англия - Алжир 22.30 /Первый

 19 июня

24. Гана - Австралия 18.00 /«Россия 2»

25. Нидерланды - Япония 15.30 /Первый

26. Камерун - Дания 22.30 /«Россия 1»

 20 июня

27. Словакия - Парагвай 15.30 /Первый

28. Италия - Новая Зеландия 18.00 /«Россия 2»

29. Бразилия - Кот-д'Ивуар 22.30 /Первый

 21 июня

30. Португалия - КНДР 15.30 /«Россия 2»

31. Чили - Швейцария 18.00 /«Россия 2»

32. Испания - Гондурас 22.30 /«Россия 1»

 22 июня

33. Мексика - Уругвай 18.00 /«Россия 2»

34. Франция - ЮАР 18.00 /«Россия 2»

35. Нигерия - Южная Корея 22.30 /«Россия 2»

36. Греция - Аргентина 22.30 /«Россия 1»

 23 июня

37. Словения - Англия18.00 /Первый

38. США - Алжир 18.00 /«Россия 2»

39. Гана - Германия 22.30 /Первый

40. Австралия - Сербия 22.30 /«Россия 1»

 24 июня

41. Словакия - Италия 18.00 /Первый

42. Парагвай - Новая Зеландия 18.00 /«Россия 2»

43. Дания - Япония 22.30 /«Россия 2»

44. Камерун - Нидерланды 22.30 /«Россия 1»

 25 июня

45. Португалия - Бразилия 18.00 /Первый

46. КНДР - Кот-д'Ивуар 18.00 /«Россия 2»

47. Чили - Испания 22.30 /Первый

48. Швейцария - Гондурас 22.30 /«Россия 1»

 26 июня

49. 1/8 финала: 1А - 2В /команда, занявшая первое место в группе A, против второй команды группы B,  18.00 /Первый

50. 1/8 финала: 1C - 2D, 22.30 /«Россия 1» или «Россия 2»

 27 июня

51. 1/8 финала: 1D - 2C, 18.00 /Первый

52. 1/8 финала: 1B - 2A, 22.30 /«Россия 1»  или «Россия 2»

 28 июня

53. 1/8 финала: 1E - 2F, 18.00 /Первый

54. 1/8 финала: 1G - 2H, 22.30 /«Россия 1» или «Россия 2»

 29 июня

55. 1/8 финала: 1F - 2E, 18.00 /Первый

56. 1/8 финала: 1H - 2G, 22.30 /«Россия 1» или «Россия 2»

 2 июля

57. 1/4 финала: победитель матча № 53 - победитель матча  № 54 /«Россия», 18.00 /Первый

58. 1/4 финала: победитель 49 - победитель 50, 22.30 /«Россия 1»

 3 июля

59. 1/4 финала: победитель 52 - победитель 51, 18.00 /Первый

601/4 финала: победитель 55 - победитель 56, 22.30 /«Россия 1»

 6 июля

61. 1/2 финала: победитель 58 - победитель 57, 22.30 /Первый

 7 июля

62. 1/2 финала: победитель 59 - победитель 60, 22.30 /«Россия 1»

 10 июля

63. Матч за 3-е место: проигравший 61 - проигравший 62, 22.30 /Первый

 11 июля

64. Финал: победитель 61 - победитель 62 , 11 июля, 22.30 /«Россия 1»

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).