будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия санкции экономика
Июль 6, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Подсчет санкций

Подсчет санкций
2_HLmKP9n
"Народная" реакция на санкции: инсталляция на пикете у посольства США в Москве. 2014 год.. Источник: Фото: АГН "Москва"

Ущерб России от санкций стал уже предметом академических исследований. Научный сотрудник Немецкого института экономических исследований DIW Berlin Константин Холодилин и постдок из Свободного университета Берлина Алексей Нецунаев при помощи эконометрических методов оценили влияние санкций на российский экономический рост. Верхний предел ущерба для роста они оценили в 11% ВВП.

В исследовании, о котором пишет РБК, говорится, что российская экономика в среднем потеряла 2 п.п. поквартального роста ВВП из-за санкций США и европейских стран. Фактическое падение ВВП со второго квартала 2014 года, когда были введены первые санкции, по третий квартал 2015 года (данные за это период были последними доступными для исследователей) составило 4,1%, тогда как контрфактический рост (как если бы санкций не было) мог составить 6,9%. Разницу в 11% можно рассматривать как «верхний предел ущерба, связанного с санкциями».

 
Исследование Константина Холодилина и Алексея Нецунаева. Источник: diw.de

Холодилин и Нецунаев в разговоре с РБК заявили, что их работа — первая попытка с научной точки зрения измерить влияние санкций на экономический рост России. При этом выделить влияние санкций проблематично, потому что данных мало, временный ряд слишком короткий, а введение санкций практически совпало с началом падения цен на нефть.

 
Константин Холодилин. Фото: diw.de

Для анализа авторы использовали метод структурной векторной авторегрессии, разработанный в 1980 году макроэконометристом Кристофер Симс, который в 2011 получил Нобелевскую премию. Для периода с марта 2014 года до декабря 2015-го авторы рассчитывают индекс интенсивности санкций, который изначально равен нулю. Значение индекса в каждый момент времени определяется количеством санкций и их «весом». «Вес» определяется типом ограничений и долями стран в торговом обороте России.

Ранее Евсей Гурвич и Илья Прилепский из Экономической экспертной группы в своей статье для «Вопросов экономики» оценивали накопленные потери ВВП России от санкций за период 2014–2017 годов в 6 п.п. от ВВП 2013 года, а чистый отток капитала, спровоцированный санкциями, экономисты оценили в $160–170 млрд за тот же период.

 
Курс основных иностранных валют в феврале 2016 года, Москва. Фото: Полит.ру

В конце 2014 года министр финансов Антон Силуанов говорил, что Россия теряет $40 млрд в год из-за введенных против нее международных санкций — это 2% ВВП. В январе 2016 года заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев оценил убытки экономики от западных санкций и ответных санкций России в €25 млрд в 2015 году. Впрочем, какими расчетами пользовались чиновники для получения этих цифр неясно.

Напомним, санкции против России начали вводится в марте 2014 года, после присоединения Крыма. В результате ограничений на работу на мировом финансовом рынке, например, объем внешних заимствований российских компаний с 2013 по 2015 гг. сократился почти в 10 раз, с 46,4 млрд долларов до 5 млрд.

 
Акция по обмену футболок «Модный ответ - санкциям нет!» в центре Москвы. 2014 год. Фото: АГН "Москва"

Проблема в том, что незадолго до введения санкций рост российской экономики прекратился, синхронно с введением ограничений упала цена на нефть, так что очень сложно оценить влияние именно санкций на российскую экономику. Так, например, понятно, что резкое сокращение доходов от экспорта нефти произошло бы и без всяких санкций.

Несколько проще с антисанкциями, которое российское правительство наложило на европейских и американских сельхозпроизводителей. По результатам 2014 года Министерство экономического развития оценивало, что вклад контрсанкций в годовую инфляцию (11,4%) составил около 1,5 п.п. При этом самая чувствительная для бедных слоев населения продовольственная инфляция в 2014 году была равна 15,4%, и в ней 3,8 п.п. объяснялись влиянием санкционного фактора.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).