Предполагаемые собственники «Домодедово» отказались открывать следствию, кто владеет аэропортом. Скрытность частных компаний — один из механизмов защиты от недружественного поглощения. Каковое аэропорту как раз грозит. Отказ раскрыть собственников — это вызов атакующим.
Следователи все ищут того, кто владеет аэропортом «Домодедово». Между тем, предполагаемые собственники аэропорта «ушли в отказ». Дмитрий Каменщик, которого аэропорт называл собственником, от своих прав открестился.
«Допрошенный в качестве свидетеля по делу Дмитрий Каменщик, позиционирующий себя как председатель совета директоров аэропорта «Домодедово», пояснил, что является лишь консультантом представительства в Российской Федерации оффшорной компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», зарегистрированной на острове Мэн. На вопрос следователя назвать реальных собственников данной иностранной компании и аэропорта «Домодедово» Каменщик отвечать отказался. При этом он пояснил, что обстоятельства, по которым он позиционирует себя как председатель совета директоров аэропорта «Домодедово», прописаны в контракте, который он заключил с компанией «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед»», - говорится в сообщении СКР.
«Допрошенный по делу Валерий Коган, позиционирующий себя как председатель наблюдательного совета аэропорта «Домодедово», назвать свое место работы, жительства, анкетные данные отказался. Вместе с тем у следствия имеется информация, что он также состоит в должности консультанта компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед»», - сообщают силовики.
История с собственниками аэропорта «Домодедово» напоминает крайне запутанный и длинный корпоративный детектив на манер Гришэма или хотя бы Латыниной. Долгое время на рынке ходили слухи о собственниках: ими назывались как Дмитрий Каменщик и Валерий Коган. А когда компания внезапно заявила, что уже готова пойти на IPO, она «раскрыла» конечного бенефициара. В компании уверяли, что конечным владельцем аэропорта является Каменщик.
Теперь Каменщик от владения отказался, а Коган отказался отвечать на вопрос относительно собственников в принципе. Картина получается интересная. Президент Медведев гневно требует от прокуратуры разобраться, кто же является владельцем аэропорта, который скрывается за целым рядом оффшорных компаний. Прокуратура и СКР долгое время пытаются разобраться, но ничего не находят и начинают выемки и допросы. Меж тем предполагаемые собственники молчат, будто открытие собственника силовикам — это прямая угроза отъема бизнеса.
В определенном смысле так это и есть. Одной из наиболее страшных тайн российских непубличных компаний являлась и продолжает оставаться структура собственности. Кому, через что и сколько принадлежит.
Лишь в 2006 году «Альфа-банк» сообщил о долях своих акционеров (имена были известны и ранее). «Базовый элемент» заявил о том, что его собственник — Олег Дерипаска только в середине 2000-х. О том, что Михаил Прохоров владеет «Норникелем» на равных с Владимиром Потаниным, стало известно в начале 2000-х. Структура собственности и конечные выгодополучатели «Сургутнефтегаза» до сих пор публично не представлены. Даже в структурах «Газпрома» довольно сложно разобраться несведующему человеку — периодически наталкиваешься на перекрестное владение.
Мотивация у скрытности бизнесменов-частников крайне проста. Покуда рынок не требует открытости для всех (таковая предполагается в случае, например, размещения акций на бирже) — открытость и не нужна. И даже вредна, поскольку скрытность гарантирует большую защиту бизнеса от атаки извне. Пусть даже известно, что бизнесом владеет господин N, но его нельзя в этом обвинять публично, поскольку официально он компании никто.
«Домодедово» в четвертый уже раз за последние десять лет подвергается мощной корпоративной атаки, целью которой является как раз недружественное поглощение. И скрытность вполне объяснима. Другое дело, что силовой наезд на «Домодедово» сводит к минимуму возможность «полюбовного» разрешения конфликта. Отказ «неустановленных собственников» говорить со следователями — это серьезный вызов «неустановленным гринмейлерам».