будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Польша: хрупкий кирпичик европейской экономики

Польша: хрупкий кирпичик европейской экономики
52_04

В воскресенье в Польше прошли парламентские выборы, через две недели ожидаются президентские. На этих выборах подводится своего рода итог правления левых, подобно тому, как неделю назад на выборах в Бундестаг был подведен итог многолетней деятельности социал-демократов. Судя по предварительным данным, избиратели оценили его не лучшим образом.

Взгляд из России на Польшу (как и из Польши на Россию) всегда имеет опасность оказаться слишком отягощенным очень непростой историей взаимоотношений двух стран и народов. Это, однако, не отменяет необходимости смотреть максимально трезво и говорить о тех проблемах, которые при этом взгляде обнаруживаются. А проблемы эти настолько серьезны, что заставляют задуматься о возможном влиянии их на все здание европейской экономики.

Первое, что бросается в глаза при анализе статистических данных о текущем состоянии польской экономики, – это очень большой, если не сказать гигантский, уровень безработицы - 19-20% взрослого населения страны. Проблема очень острая и для соседней Германии, но все же не доходящая у нее до таких масштабов.

Динамика безработицы в Польше выглядит зеркальным отображением экономической ситуации в России, хотя взаимное воздействие, как нам представляется, сейчас не очень сильно. Постсоциалистический максимум занятости в Польше был достигнут в 1998 году. Но если для России этот год был самым неудачным, то для Польши, наоборот, он был годом преодоления структурного и институционального кризисов, вызванных развалом советского экономического и политического блока и началом очередного этапа экономических реформ. Безработица тогда составила всего 10% экономически активного населения. А потом все понеслось под откос. В 2000 году она подскочила до 14%, в 2002 году – до 20%, и с этого времени колеблется между 19% и 20%, слегка снижаясь к лету и увеличиваясь к зиме.

Естественно, что в стране, 20% взрослого населения которой неплатежеспособно, говорить об инфляции осмысленно только частично. Какая может быть инфляция, если просто жить не на что? Тем не менее, кое-какой рост цен все же происходит, хотя и очень небольшой: за январь-август текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года цены на продовольственные товары выросли на 3%.

В то же время заработная плата тех, кто работает, по российским меркам вполне прилична – 2,5 тысячи злотых в месяц. Что при курсе 3,22 злотых за доллар дает около 800 долларов. Надо отметить, что реальная заработная плата в экономике страны росла весь период, начиная с 1998 года, хотя по итогам 2004-2005 годов рост может затормозиться.

С учетом имеющегося противоречия – одновременного роста заработных плат и безработицы, можно утверждать, что в Польше, скорее всего, имеет место сильная структурная безработица, во время которой образуются целые сектора экономики с безработицей застойной. Избавиться от нее можно или путем массированных капиталовложений в создание новых рабочих мест, или путем экспорта избыточной рабочей силы, что, конечно, является более простым решением вопроса, но политически не очень приемлемым: провалив на весенних референдумах проект Евроконституции, граждане двух более развитых стран Европы высказали свое негативное отношение к притоку дешевой рабочей силы с европейского Востока.

Движение других показателей хозяйственной жизни тоже особого оптимизма не внушает. Государственный бюджет у Польши хронически дефицитный, причем его динамика прямо-таки повторяет динамику безработицы. Если в 1998-2000 годах дефицит в среднем за год составлял 15 млрд злотых (10% от расходной части), то с 2001 года его среднегодовое значение подскочило в два раза и продолжало нарастать. В 2004 году дефицит государственного бюджета Польши составил уже 44 млрд злотых. Соответственно росту дефицита рос и государственный долг, который на конец 2004 года составил 432 млрд злотых, в том числе внешний долг – 111 млрд злотых. А по итогам первого полугодия 2005 года внешний долг вырос уже до 125 млрд злотых (39 млрд долл.).

Внешнеэкономические отношения, которые для Польши из-за ее транзитного расположения являются очень важными, выглядят не менее удручающе, чем показатели занятости или исполнения госбюджета. Торговый баланс республики хронически дефицитен, и в течение нескольких последних лет пассивное сальдо колеблется в районе 15 млрд долл. Возможности покрыть торговый дефицит положительным сальдо по услугам, что для Польши выглядело бы вполне естественным, судя по всему невелики, поэтому сальдо платежей в отношении внешнего мира покрываются или наращиванием внешнего долга, или проеданием валютных резервов.

При этом страновая структура торгового баланса Польши выглядит достаточно интересно. Первое место и по экспорту товаров в республику, и по импорту из нее занимает ближайший сосед – Германия. Бывший союзник и важнейший торговый партнер – Россия - по объему экспорта находится на седьмом месте, а по объему импорта – на втором. Такая раскладка понятна, так как Польша покупает у нас постоянно дорожающие нефть и газ, а мы у нее – товары, которые производятся еще несколькими десятками стран мира, и Польше удается выигрывать в жесткой конкурентной борьбе только благодаря географической близости и наличию большого количества специалистов, еще не забывших русский язык.

Что же касается торговых отношений с Германией, то там далеко не все так просто и понятно. Дело в том, что объемы германского импорта из Польши и германского экспорта в Польшу практически совпадают - за январь-июль 2005 года они составили около 14 млрд долл. Складывается впечатление, будто немцы сначала завозят какие-то товары на соседнюю территорию, а потом, после того как они полежат где-нибудь на складе, обратно их же и вывозят. Но это, конечно, не так, потому что в данном случае в стоимость германского экспорта наверняка входят комплектующие и материалы, предназначенные для производства на территории Польши готовых изделий, а после того, как тому или иному немецкому полуфабрикату руками польских рабочих будет придан вид готового изделия, это изделие вывозится в Германию.

Таким образом, если подвести некоторый политэкономический итог, можно сказать, что ситуация в Польше далека от оптимальной, и если даже простого избирателя ситуация с дефицитом бюджета и платежного баланса волнует мало, то наличие застойной безработицы тревожит его очень сильно. И неспособность социалистического правительства решить эту проблему уже вызвала соответствующую реакцию избирателей, которые отдали свои голоса за партии, являющиеся своего рода наследниками “Солидарности”. Хотя, как и в соседней Германии, перевес лидирующей партии над ближайшей догоняющей не слишком велик, поэтому нельзя исключать трудностей при формировании нового кабинета. Впрочем, кто бы ни оказался основной силой правящей коалиции, исправить экономическую ситуацию ему будет достаточно непросто. А если это не удастся сделать и наследникам “Солидарности”, то Польша легко может стать тем самым хрупким кирпичиком, выпадение которого обвалит все здание европейской экономики.

См. также:

  • Гриценко. Экономика Украины: из ниоткуда в никуда
  • Гриценко. Высокоразвитый придаток сырьевых стран
  • Гриценко. Смысл Европейского Союза
  • Горбаневская. О Катыни - двадцать пять лет назад и сегодня
  • Левинтова. Сравнительный анализ дискурса интеллектуалов, сотрудничающих с властными структурами, в постсоциалистических России и Польше.
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).