будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Газпром»
Июль 4, 2025
Хозяйство
Цыпин Арон

Послание «Восьмерке»

Накануне энергетического саммита стран "Большой восьмерки" российские руководители дружно подвергли критике европейские институты и принципы энергетической политики. Вначале представитель новой волны руководства "'Газпрома" – глава "Газпромэкспорта" Александр Медведев – обвинил Еврокомиссию в применении двойных стандартов в энергобезопасности. Затем министр промышленности Виктор Христенко сказал о возможности выхода России из Энергетической хартии – базового документа свободного европейского энергетического рынка. Началось все, конечно, со статьи Путина в Wall Street Journal "Энергетический эгоизм – путь в никуда" (Energy Egotism Is a Road to Nowhere).

Зародившись в начале 2000-х годов (если не брать некоторые экстравагантные заявления отдельных лиц в ельцинском руководстве) в виде занятия сугубо любительского - вроде научного туризма, российская энергетическая дипломатия впервые становится инструментом эффективной политики. От посиделок на сессиях ОПЕК Россия перешла к попытке проартикулировать собственные интересы, пока еще не вполне четко осознаваемые.

В контексте государственной политики – а не политики корпораций – Россия действительно заинтересована в долгосрочных контрактах на поставку энергоресурсов. Равно как и Европа и США заинтересованы в раздроблении энергетической мощи России. Отсюда стремление вытолкнуть Россию из сферы трубопроводного транспорта в европейском направлении в сферу, где мелкие производители будут конкурировать с крупными корпорациями на равных. Отсюда либерализация газового рынка и попытки ускорить инвестиции России в технологии СПГ.

Трубопровод – и, соответственно, долгосрочные контракты орудие геополитики, СПГ – орудие рынка со всеми своими плюсами и минусами. Трубопровод приводит (во всяком случае, должен приводить) к аккумулированию прибыли в руках добывающих и транспортирующих корпораций.

Свободный энергетический и газовый рынок приводит к тому, что прибыль диверсифицируется и рассасывается в современных рыночных инфраструктурах (современная европейская и, в еще большей степени, американская экономика - это экономика трансакций).

Собственно, с точки зрения такой долгосрочной стратегии нестабильность на путях транзита российских углеводородов в Европу связана именно с таким пониманием энергетической стратегии. И документы единой Европы о свободном энергетическом рынке – и Газовая директива, нормирующая присутствие монопольных поставщиков на газовом рынке, и Энергетическая хартия – это формализация на европейском уровне весельчаков из украинского и белорусского руководства.

В своем интервью The Times глава экспортного направления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Европа не понимает сущности газовой промышленности, и жестко отверг требования Европейской комиссии повысить конкурентность экспортных маршрутов «Газпрома».

Примерно о том же говорил и Виктор Христенко. Но отличие Христенко от «Газпрома» заключается в том, что у концерна есть газ (и деньги), а у Христенко их нет. Суть его выступления сводилась к тому, что переговоры о ратификации Европейской энергетической хартии (подписанной Россией еще в 1994 году) ничем не закончатся, пока не будет согласован и подписан так называемый Транзитный протокол к ней, дающий гарантии России по правилам транзита нефти и газа. Позиция Христенко (ранее вполне независимого политика) по Транзитному протоколу была в полной мере «Газпромовской».

Представляет, однако, интерес, почему представители газовой монополии решили вдруг поставить вопрос столь остро. Неужели председательство России в «Восьмерке» подействовало так сильно, что было решено наконец-то сказать все?

Да и Европа уж очень спокойно отреагировала на все интенции российского руководства, а ведь после газовой войны с Белоруссией раздавались голоса о необходимости обеспечить энергетическую безопасность за счет норвежского и алжирского газа. Неужели доводы России о необходимости почистить газовый рынок от посредников оказались настолько сильными?

Скорее всего, самый сильный довод, повлиявший на европейцев, это – предгрозовые ощущения от войны с Ираном. Европейцы уже давно вложились в газопровод Nabucco («Навуходоносор»), который должен был вывести иранский газ в центр Европы. Еще одним источников надежд были газопроводы через Средиземное море из Алжира (сопоставимого с газпромовскими поставками). Однако алжирский газ дороже, запасы Алжира меньше российских (соответственно 30 и 80 лет), и что намного важнее – Алжир является центром народного исламизма, беспощадно подавляемого военными властями. Однако никто не может с уверенностью сказать, как иранский кризис отразится на ситуации в Алжире.

Поэтому в ближайшее время, по мере развития событий, Европа будет с благосклонностью смотреть на энергетические амбиции России – так же, как она спокойно и благожелательно отреагировала на украинскую газовую операцию российской монополии. Сейчас же Европе не до амбиций – сейчас важнее всего действительно энергетическая безопасность, и претензии России на лидерство в ее обеспечении Европой будут благосклонно приняты.

Заявления российского руководства – это и своего рода послание «Восьмерке» о готовности поддержать стабильность Европы. Таким образом, прикрывая европейский энергетический «тыл», Россия создает для Европы возможность позиционной торговли с США. Весь вопрос в том, как Европа воспользуется этой возможностью.

Изменение ситуации в мире не отменяет необходимости ни технического перевооружения Единой системы газоснабжения – действительно уникального хозяйственного комплекса, ни привлечения инвестиций в падающую газодобычу, ни развития проектов СПГ.

Однако важно четко понимать направление политики и размеры ставки в игре – возможность сыграть с перспективой стать самостоятельным субъектом в геополитической игре. Время (и ближайшее время!) покажет, насколько четко осознается такая стратагема российским руководством. Если выбор в проекте крупнейшего Штокмановского месторождения (а итоги тендера должны быть подведены до конца первого квартала 2006 года) будет сделан в пользу европейских компаний – значит, сделан шаг в сторону игры на поле «европейской энергетической безопасности»; если в состав участников попадет Chevron - значит, мотивы игры будут немножко другими, и сама игра станет сложнее.

Цыпин Арон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).