будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Последствия эмбарго

Последствия эмбарго
gric_big

С 1 июля правительство России отменяет эмбарго на экспорт зерновых культур, которое оно ввело в начале августа прошлого года вследствие аномальной жары и гибели значительной части урожая. Отменяя эмбарго, оно идет на известный риск, потому что результаты нового сельскохозяйственного сезона еще не известны, а прогнозы будущего урожая, как правило, имеют свойство плохо сбываться. Ситуация прошлого года – наглядный тому пример: еще в июне все было прекрасно, а вот в июле началась жара, и большая часть посевов сгорела. Тем не менее, мы надеемся, что в этом году с урожаем все будет благополучно, и внутренние потребности будут полностью покрыты без введения ограничительных мероприятий. Более того, как мы надеемся, они и в будущем больше не потребуются. Но, тем не менее, имеет смысл проанализировать все последствия, к которым привело эмбарго 2010 года.

Итак, последствие номер один, достаточно очевидное, состоит в том, что цены на хлеб и хлебобулочные изделия удалось сохранить на прежнем уровне. Или, как выражаются представители власти, «в пределах фактических темпов инфляции». Кроме хлеба, разумеется, речь идет о макаронах, манной каше и пищевом этиловом спирте, которые входят в стандартный потребительский набор жителя России. В данном случае Правительству «регулирующая роль» удалась.

Однако, решая свои проблемы, хотите вы того ли нет, вы создаете проблемы другим.

Уход с мирового рынка зерна такого крупного производителя, как Россия, не мог не отразиться на продовольственном обеспечении многих стран мира, которые импортируют зерно и другие пищевые продукты. События в Египте и нескольких странах Северной Африки и Ближнего Востока очень хорошо это показали.

Достаточно было России ввести эмбарго, как по всему ближневосточному континенту прокатилась волна разного рода «революций» или «народных восстаний».

И это «последствие номер 2» российского зернового запрета.

Конечно, мы далеки от того, чтобы объяснять эти события одномоментными и к тому же случайными действиями российских властей (а что бы было, если бы в 2010 году не было засухи?), но, тем не менее, совпадение событий наводит на некоторые размышления. Обеспечить свою страну продовольствием и политическим спокойствием, и в тоже время поставить другие страны на грань голода и вызвать в них революционное брожение  – это ли не наивысшая цель для политического деятеля мирового масштаба, к которым наверняка относят себя президент и премьер-министра России?

Тем не менее, решение мировых проблем вовсе не отменяет решения частных. Когда премьер объявлял о введении эмбарго, наверняка об этом знал кто-то еще из тех, кто ведет торговлю зерновыми культурами на мировом рынке. Сказать им о готовящемся запрете за день-другой до публичного объявления ничего не стоило бы. В результате «друзья» могли неплохо заработать на скачках биржевых цен. Так, например, если в июне 2010 года цена 1 тонны американской пшеницы составляла $153/тонна, то в августе (после объявления эмбарго) – уже $200/тонна, а в апреле 2011 года (максимум) – $301/тонна.

Удвоение цены за год – это просто прекрасный результат для профессиональных спекулянтов

и последствие номер 3 для лиц, принимающих решения.

Последствие номер 4 – это сохранение относительно стабильных цен на сельскохозяйственное сырье для внутренних производителей мясомолочной продукции. Говорят, их лобби неплохо поработало, чтобы добиться введения эмбарго и сохранения, тем самым, стабильной себестоимости продукции животноводства.

Последствие номер 5 – это разорение некоторых частных зерноторговых компаний, которые год назад взяли кредиты в банках для закупки и последующего экспорта зерна нового урожая, а в результате были вынуждены продавать его по внутренним депрессивным ценам. Вместе с зерном они были вынуждены продавать и элеваторы, где оно хранилось. При этом

есть большая вероятность, что элеваторы попадут в собственность очередного государственного новообразования, которому будет поручено стать государственным монополистом на российском зерновом рынке.

И, наконец, последствие номер 6, которое является таким же конспирологическим, как и последствие номер 2. Нехватка и удорожание продовольствия в ряде стран мира, которые являются нефте- и газодобывающими, привела к мощным вооруженным выступлениям, а эти выступления вынуждено прекратили работу местных предприятий энергетического комплекса,

что привело, в свою очередь, к быстрому росту мировых цен на органическое топливо. И этим ростом российская экономика наслаждается уже чуть ли не полгода.

К отрицательным последствиям эмбарго относится то, что из-за ограничений на экспорт зернопроизводители и зернотрейдеры недополучили прибыль, а транспортные компании, вследствие сокращения объемов перевозки и перевалки грузов в экспортных направлениях, даже понесли убытки. Кроме того, из-за упомянутого роста мировых цен на нефть выросли цены на топливо на российских бензоколонках. Отмена же эмбарго еще до сбора урожая несет в себе риск дополнительного роста цен на продовольствие.

Таким образом, можно только пожелать, чтобы в будущем, если все же Правительству придется принимать какие-нибудь запретительные мероприятия, их положительные и отрицательные последствия распределялись более равномерно.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).