Компания "Энинефтегаз" выиграла аукцион по продаже газовых активов НК "ЮКОС", включающих 20 процентов "Газпромнефти". Победитель заплатил 151,54 миллиарда рублей при стартовой цене 144,78 миллиарда рублей . Таким образом, активы обошлись покупателю чуть меньше, чем в $6 млрд, а цена покупки превысила стартовую всего на $262 млн.
Во второй юкосовский лот вошли – помимо 20% акций "Газпром нефти" – "Арктикгаз" и "Уренгойл Инк", а также акции еще 16 мелких компаний.
Ранее «Газпром» сообщил, что имеет опцион с итальянскими ENIи Enel на право приобретения активов ЮКОСа (речь, по всей видимости, идет, прежде всего, об акциях «Газпром нефти») в случае победы аффилированной с ними компании «Энинефтегаз».
В понедельник, когда завершился прием заявок, договор задатка по покупке лота подписали семь компаний, четыре из них перечислили необходимые $1,1 млрд: ЗАО "РМК Киото", ООО "Нефтьтрейдгрупп", ООО "Энинефтегаз" и независимый газовый трейдер ЗАО "Транс Нафта". Однако "Транс Нафта" в последний момент отказалась от участия в аукционе, возможно, в силу договоренностей с "Газпромом".
Ранее глава Eni Паоло Скарони неоднократно говорил об интересе к газовым активам ЮКОСа. Сначала речь шла о приобретении лота зарегистрированным в Нидерландах консорциумом Energas, участниками которого были Eni, Enel и группа ЕСН Григория Березкина. Акционером ООО "Энинефтегаз", по данным базы "СПАРК-Интерфакс", является также зарегистрированная в Нидерландах Eni Russia B.V., сообщил сегодня «Коммерсант». В ЕСН газете отказались сообщить, являются ли структуры Григория Березкина акционерами Eni Russia. Некоторые наблюдатели полагают, что ЕСН и близкие группе Березкина структуры отказались от участия в аукционе, но окончательной уверенности (состав собственников Eni Russia не вполне понятен) в этом нет.
"Внучка" "Роснефти", как и ожидалось, не стала активно бороться за газовые активы ЮКОСа. "Роснефть", скорее, просто обозначала внимание к тем активам, которые изначально предназначались партнерам "Газпрома".
Примечательно, что «Газпром» предпочел в аукционе не участвовать. На Западе в легитимности «дела ЮКОСа» очень сомневаются (чтобы не сказать еще жестче). А партнеры газовой компании все-таки находятся на Западе. Впрочем, подобный «секрет» никого не обманет, и на имидже «Газпрома» существенно не отразится, в один голос заявляют эксперты. Имидж «Газпрома» на Западе не самый позитивный, что в то же время не мешает западным партнерам иметь с компанией дело.
В настоящем случае, если "Газпром" выкупит часть активов, приобретенных "Энинефтегазом", он будет добросовестным покупателем спорных с имиджевой точки зрения активов и сможет осуществить свои планы относительно газового рынка Италии. Вероятнее всего, что за «Энинефтегазом» и итальянскими партнерами "Газпрома" останутся газовые месторождения. "В принципе, все говорит за то, что "Газпрому" будут перепроданы акции "Газпром нефти", считает аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров, – "Газпром" заключил с ними опцион и имеет право им воспользоваться. А заключать и не воспользоваться не имеет смысла. К тому же акции "Газпром нефти" больше никому не нужны. А оставшиеся добывающие активы Eni, вполне вероятно, оставит себе". Интерес итальянцев вполне понятен: по словам большинства аналитиков, активы у ЮКОСа были крайне привлекательыне.
Что касается "Газпрома", то пока неясно, что он хочет получить. На недавней встрече главы "Газпрома" Миллера и главы Eni Скарони речь шла о заключении договора о поставках газа в Италию до 2030 года. "Однако это сопряжено со сложностями в ЕС. Не исключено, что в будущем итальянские партнеры будут приглашены и на Штокман, особенно в области технологий, поскольку у нас нет технологий глубоководного бурения", – отмечает Александров. Правда, сомнений, что "Газпром" не останется в накладе, нет – в противном случае, на аукцион заявлены были бы иные "друзья" или дочерние структуры газовой монополии.
Два аукциона по распродаже активов ЮКОСа закончились. Победителем первого стала "Роснефть", второй выиграли партнеры "Газпрома". Распределение ""Газпрому" – газ, "Роснефти" – нефть" уже довольно давно никого не удивляет.
Остальные юкосовские лоты не так интересны, хотя за них как раз будет борьба. Что же до нынешних аукционов, зафиксирована общая схема для госсектора экономики – если крупной госкомпании что-то нужно, она этого добьется. При этом будут найдены необходимые заемные средства (совокупный долг "Роснефти" и "Газпрома" превышает, кажется, $50 млрд).
Если заинтересованность особенно сильна, будут проведены переговоры с потенциальными конкурентами на самом высшем уровне. Представители ТНК-ВР встречались с Владимиром Путиным и, получив президентский наказ "работайте", не составили конкуренции "Роснефти" на аукционе по первому юкосовскому лоту, а собственников "ВСМПО-Ависмы" и директора АвтоВАЗа убеждали уйти чуть ли не в аппарате замглавы президентской администрации Игоря Сечина. Помогут госкомпании и службы экологического надзора (см. "Сахалин-2"), и прокурорские работники (широкий спектр примеров – от "дела ЮКОСа" до претензий иркутских прокурорских по Ковыкте). Способы не самые конкурентные, аукцион превращается формальность, но в принципе ими пользуются и все остальные представители российского крупного бизнеса. Правда, на Западе "Газпром" все еще четко ассоциируется с государством. Стало быть, издержки подобных преференций затрагивают не только бизнес.