Мы продолжаем публикацю материалов по итогам заседания экспертного семинара РВК «Big Data – новые горизонты». Известный IT-эксперт Григорий Лабзовский рассказал «Полит.ру» о потенциале сферы Big Data.
Григорий Леонтьевич, в чем вы видите качественную специфику сферы Big Datа по сравнению с обычной обработкой информации?
Прежде всего, я хочу сказать, что представляю свое личное экспертное мнение. Большие Данные обладают колоссальным потенциалом для создания информационного преимущества, ускорения принятия качественных решений. В сфере Больших Данных нужно обрабатывать большое количество разнообразных и разнотиповых данных. Ставятся цели и задачи, с которыми никто не умел справляться с помощью стандартных методов исследования. Одна из новых возможностей – это работа с абсолютно неструктурированными данными с непонятными характеристиками (не с одинаковыми просчитанными вещами, разложенными по полкам, как раньше).
Каковы дополнительные трудности, которые возникают в этой сфере? как они решаются?
Раньше просто даже не возникало таких задач. А теперь компании, типа Google, накапливают эти данные всевозможного типа (от картинок до простых запросов), куда-то складывают и придумывают, как с этим работать. Дополнительные осложнения - нехватка квалифицированных кадров, экспертов. Дороговизна и высокое энергопотребление кластеров для обработки больших данных.
Пишут, что одна из возникших проблем в сфере Big Data состоит в том, что теперь, порой, вначале проводится анализ данных, а уже потом под него придумываются задачи. Такое возможно?
Да, вполне, хотя я лично с подобным не сталкивался. На данный момент мы очень мало умеем использовать эти Большие Данные. Мы вроде научились с ними работать, но что из этого мы можем извлечь, мы не всегда хорошо знаем.
Я вполне могу представить, что в разных компаниях предпринимаются попытки вначале их обработать, а потом посмотреть, что они нам дадут. С моей личной точки зрения, это не очень правильно. Хотелось бы получать что-то конкретное. Допустим, у вас есть огромный объем данных и вы хотите выявить, какие-то новые факторы, которые положительно или отрицательно влияют на интересующий вас рынок. Какая-то цель все-таки должна быть.
Как вы видите успехи перспективы развития этой сферы в мире и в России?
Само по себе использование этой новой парадигмы, даст возможность сделать бизнесу новый шаг. Причем не только информационному, а любому, например, производственному. Анализировать ситуацию на рынке теперь можно будет на совершенно новом уровне глубины, а значит и бизнес-решения будут приниматься более осознанно, основываясь на новой более полной информации.
А что значит эта сфера для вас и компаний вашего типа?
Наша задача как информационных компаний состоит в том, чтобы дать возможность бизнесу использовать эти данные и предоставить новые методы анализа.
Все информационные компании делают что-то для участников других рынков, позволяют сделать процессы более эффективными, более прибыльными. Big Data – это новый шаг к более эффективному принятию решений.
Основываясь на Big Data, можно получать более тонко настроенную информацию. А инструменты для этого будем представлять как раз мы (все компании IT-сферы). И все понимают, что интерес к этим инструментам на рынке будет высоким.
А как с появлением Big Date меняется роль аналитика?
Я не думаю, что роль аналитика сильно изменится. Роль аналитика остается той же, просто ему придется разбираться в чем-то новом. Может быть, будет чуть сложнее, чем раньше, так как придется осваивать новые методы работы.