В 2016 году рост тарифов на отопление и электроэнергию для населения будет очень сильно ограничен. Об этом в понедельник пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол заседания в правительстве, а также представителей правительства и Минстроя.
Посвященное определению тарифов на 2016 году совещание провел еще в четверг вице-премьер Дмитрий Козак. На нем было принято решение о том, что минимальные тарифы на тепло в 2016 году меняться не будут, а максимальные поднимутся всего на 3,4%. Минстрой и ФАС предлагали вовсе отказаться от нижней планки, что позволило бы регионам даже снижать тарифы, но по настоянию Минэнерго и Минэкономики правительство на столь радикальный шаг не пошло.
Тарифы на электричество для частных потребителей будут повышены на 1-7,5%, но для 14 регионов, состояние электрических сетей в которых слишком плохое, будет сделано исключение: там тарифы вырастут на 4,5-7,5%.
Столь низкий рост тарифов на отопление, на которое приходится до 60% платежей населения, позволит регионам не зажимать рост тарифов на водоснабжение и водоотведение. Тарифы на эти виды услуг устанавливаются регионами, но ранее они не могли заметно повышать стоимость воды, так как были ограничены обязанностью не повышать общий размер тарифов выше определенного уровня. Теперь, когда тарифы на отопление могут не измениться вовсе, водоснабжение может и подорожать. Хотя общая плата населения за жилищно-коммунальные услуги в 2016 году не может увеличится больше, чем на 4%.
Низкая индексация тарифов на электроэнергию повлечет за собой продление проблемы перекрестного субсидирования в отрасли: не достающаяся сетям выручка от частных потребителей будет покрываться за счет роста сборов с крупных, промышленных клиентов. Заместителя министра энергетики Вячеслав Кравченко объяснил «Коммерсанту», что даже при росте тарифа на 7,5% с июля 2016 года перекрестное субсидирование вырастет с текущих 228 млрд до 312 млрд рублей. Но если бы минимальный уровень тарифов был отменен в принципе, то оно выросло бы до 331 млрд рублей.
Проблема перекрестного субсидирования в том, что промышленные предприятия включают тариф на электроэнергию в конечную стоимость своей продукции, что делает ее дороже, а сами компании менее конкурентоспособными.
Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин уверен, что в целом для экономики никаких серьезных последствий решение заморозить тарифы не принесет, об этом он заявил в интервью радио Business FM.
«Правительство хочет снизить бремя, которое лежит на семьях, на домохозяйствах. Это действительно нужная мера. В этом году летом уже произошел рост тарифов. Также произошло введение нового очень чувствительного сбора на капитальный ремонт. Не добавлять ничего в 2016 году — совершенно своевременное решение. С точки зрения экономики, сфера коммунальных тарифов всегда была закрытой. В два раза упали цены на нефть, от этого зависит цена на газ, однако снижения стоимости коммунальных ресурсов не произошло. А раньше, когда повышали, всегда объясняли — растет цена на нефть, на газ. Почему же, когда цена на нефть падает, не падает цена на коммунальные услуги? Причина проста: тарифообразование в коммунальной сфере, где поставщиками являются монополисты, закрыто для общества. Там тарифы устанавливаются расчетным путем, потому что нет рыночного механизма. Как они скажут, столько мы и платим. С экономической точки зрения экономика не пострадает. Там нет ничего обоснованного, что бы повлияло на экономику, а снижение тарифов или хотя бы их неповышение благоприятно сыграет с точки зрения инфляции — не будет излишней инфляции», — заявил Крохин.