В журнале «Гражданская защита» я увидел картинку: солдат в бронежилете с автоматом и в каске на фоне афганских гор с улыбкой дает конфетку маленькому замурзанному ребенку. Все вроде нормально. Только на каске написано "МЧС". Пожарники с автоматами не спасают Россию от пожаров. В некоторых северных странах Европы телевизионщики уже больше 10 лет как правило показывают пожары в прямом эфире. Очень хорошо действует на руководство пожарной охраны. Потом общественность имеет возможность оценить эффективность руководства на пожаре по процессу и итогам.
В охваченных пожарами регионах России отчетливо звучат призывы к отставке властей, оказавшихся неспособными справиться со стихией. По данным Минрегиона, в результате природных пожаров пострадали 1875 домов, без жилья остались 2210 человек, на строительство и восстановление зданий потребуется более 4,6 млрд. рублей. Из предусмотренных на ликвидацию последствий пожаров 4,663 млрд. рублей в настоящий момент выделен лишь 321 миллион.
Успокоить народ не удается даже сверхпопулярному премьер-министру В.В. Путину, который, посетив зону бедствия, столкнулся с непониманием со стороны отчаявшихся россиян. Набор дежурных фраз с обещаниями выделить каждому погорельцу по сто тысяч рублей подъемных из федерального и еще по сто из регионального бюджета не возымел на людей действия.
Думается, что прежнее решение правительства России времен Бориса Николаевича — о проведении эксперимента в масштабах страны - создании спасательного монстра — сыграло свою отрицательную роль. МЧС в нынешнем виде — реликт 1994 года.
В слабой стране сильные министры имеют фактическую возможность создать собственную армию якобы "для спасения населения". Во-первых, это показывает их близость к власти и политический вес в общей системе управления. Во-вторых, это является практическим элементом силового давления для решения экономических проблем — как в интересах государства, так и в интересах своей любимой структуры. В-третьих, это дает возможности получения дополнительных льгот.
Что касается современности, то известно, что в соответствии с решениями чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21–23 августа 1991 года Борис Ельцин издал распоряжение о создании Российской Гвардии и одновременно дал согласие на вооружение Российского корпуса спасателей и трансформации его в Министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку в тот период у Российской Федерации, кроме милиции, других вооруженных формирований не было. Но уже в преддверии подписания Беловежских соглашений президент затормозил, а затем вообще прекратил шаги по созданию Российской Гвардии, поскольку у России появилась возможность юридически получить свои вооруженные силы.
Правда, военизированное министерство по ЧС осталось. Возможно, потому, что в 1992–93 годы на армию в целом надежда была слабая, поэтому параллельно, независимо и ненавязчиво в стране формировались ведомственные армии, как какой-то силовой противовес потенциально опасной и слабоуправляемой армии. Во всем мире традиционно носили погоны и форму четыре категории государственных людей: армия, дипломаты, полиция и пограничники (и то не везде). Все остальные категории чиновников исполняли гражданские функции в гражданских пиджаках.
Президент РФ подписал указ, которым штатная численность военнослужащих войск гражданской обороны с 1 января 2006 года устанавливается в количестве 19,5 тыс. человек. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 численность только центрального аппарата МЧС составляет 1215 человек, в том числе 140 человек противопожарной службы и 250 военнослужащих войск гражданской обороны. Этим же указом численность территориальных органов определена в 26900 человек.
Этим указом утверждается уникальное, не имеющее прецедентов в мировой практике соотношение между генералами и солдатами, когда на одного генерала приходится меньше 160 военнослужащих. В армии ротой в 100 человек командует капитан. Батальоном в 450 человек командует подполковник, бригадой в 3800 человек командует полковник. В оперативно-тактическом командовании 38 000 человек командует генерал-майор. А в МЧС 19 500 солдатами командуют генерал армии и 120 генералов чинами пониже.
С 1997 года только генеральских должностей в министерстве насчитывается 122, при общей численности МЧС около 300000 человек, и 19500 человек в военизированных частях гражданской обороны. Из этих 122: один – генерал армии, 9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала. Если сравнить эту ситуацию, например, с российской армией, то там на 1000000 военнослужащих приходится около 890 генералов. Если сравнивать с американской армией, то там на 1 371 000 военнослужащих приходится 879 генералов. То есть на одного генерала МЧС приходится 159 военнослужащих, на одного генерала российской армии — 1100, на одного генерала американской армии — 1204.
В составе МЧС: Поисково-спасательная служба МЧС России; Госакваспас МЧС России; Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России; Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС); Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы); Государственная противопожарная служба МЧС России; Войска гражданской обороны (в настоящее время реформируются в силы постоянной готовности); Государственная инспекция по маломерным судам; Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения; Центр спецопераций особого риска «Лидер»; Центр экстренной психологической помощи МЧС России; ФГУ "Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности" МЧС России; 179-й спасательный центр МЧС России; 346-й спасательный центр МЧС России; Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Авиация министерства — в 2008 году Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие (ФГУАП) министерства РФ по чрезвычайным ситуациям будет преобразовано в Авиационно-спасательный центр МЧС России. Сейчас авиация МЧС насчитывает 17 самолетов (Ил-62м со спецсвязью, 5 — Ил76 итд, самолеты амфибии Бе-200, Ан-3) и 29 вертолетов (в основном, франко-германского концерна Evrocopter), сформированную в 2010 году международную Евроэскадрилью для тушения лесных пожаров на Балканах и в Греции с Италией.
Правда, рейсы МЧС не совсем понятны. 3.06.2010 г. самолет Ил-76 МЧС России доставил из г. Бишкека 6 пострадавших (все - граждане Республики Кыргызстан) во время беспорядков в г. Ош и 5 сопровождающих (в т.ч. один врач), пострадавшие размещены в лечебных учреждениях г. Москвы". Странность в том, что, по сообщениям из Киргизии, беженцы и пострадавшие эвакуируются в Ташкент самолетами, каждый самолет забирает более 100 человек. При этом в месте вооруженного конфликта осталось 80 членов семей российских военнослужащих, для защиты которых в Киргизию направлен усиленный десантно-штурмовой батальон ВДВ России.
Милитаризованные спасатели ничуть не способнее своих невоенных собратьев в других странах. В спасательных операциях ценится профессионализм и специальная подготовка, а не погоны с одним или двумя просветами.
250 тысяч пожарных Государственной противопожарной службы — вероятно, награда за поддержку МЧС "Единой России". Они были присоединены в 2002 году, это дало право министру на воинское звание генерала армии.
После присоединения Шойгу ГПС к своему министерству улучшения в этой сфере не наблюдается. В состоянии ли МЧС справиться со всеми глобальными энергетическими, технологическими, экологическими катаклизмами и спасательными работами на водах, в горах, в шахтах, при землетрясениях, на пожарах и т.д., пока остается открытым. И нужен ли нам маршал — спасатель всея России?
К 2010 году завершилось формирование федеральной противопожарной службы (ФПС), созданы договорные подразделения ФПС численностью свыше 25 тысяч единиц, которые охраняют около тысячи объектов, критически важных для национальной безопасности страны, и населенные пункты, где проживают почти 2 миллиона человек. МЧС проводит работу по оптимизации структуры федеральной противопожарной службы. В результате за счет сокращения административных должностей при сохранении общей численности состав боевых расчетов увеличится почти на 15 тысяч единиц. В России МЧС находится на том этапе реформирования противопожарной службы, когда идет разделение работников государственной противопожарной службы на два типа приказом МЧС РФ от 26.04.2005 № 351 "О признании утратившими силу приказов МЧС России от 20.06.2002 и от 18.12.2003 №7322, зарегистрированного в Минюсте 25.05.2005 №6647.
К первому типу отнесены сотрудники МЧС (люди в погонах), ко второму - работники противопожарной службы, условия оплаты которым определены другим приказом МЧС №140 от 14 марта 2005 года. Приказ увеличивает надбавки за ненормированный рабочий день, за тяжелые и особо вредные условия, за классность. На первый взгляд, великолепный образец заботы власти о трудной профессии пожарного. Однако издевательская суть применения приказа заключается, во-первых, в том, что он касается только тех, кто работает сегодня и сейчас, оставляя за бортом огромную массу пожарных пенсионеров (надбавки не распространятся на подсчет пенсии). Во-вторых, происходит разделение на два сорта: людей в погонах (сотрудников), которым пенсия начисляется по формуле — оклад по званию + оклад по должности + выслуга лет, и людей низшего сорта — работникам (без погон), пенсия которым будет начисляться пенсионным фондом, при единственной льготе - в 50 лет и выслуге работе пожарным (25 лет).
Еще один небольшой штрих. Федеральным законом №122 определено, что погоны ГПС должны снять до первого января 2009 года. Имеется масса фактов о том, как в регионах и субъектах федерации готовятся к его реализации. Приказами соответствующих начальников в МЧС производится перевод наиболее современной техники пожаротушения в федеральные части, а весь хлам остается области или краю. Поэтому в том, что дальнейшее пребывание пожарных в системе МЧС отвечает интересам общества, есть большое сомнение.
Антагонизм "на земле" между спасателями и пожарными был, остается и продолжится не только потому, что, числясь за одним ведомством, они носят различную форму, но и потому, что 250-тысячная армия пожарных оскорблена положением, при котором к ним в министерстве относятся как к пасынкам. Оскорблены принижением своей истории и старых исторических традиций, тем, что своим цветом они всегда считали красный, а сегодня вынуждены перекрашиваться в голубой. Трудно представить пожарный расчет на голубой пожарной машине, разукрашенной спасательными звездочками. Насильственный передел усугубляется постоянными реформами, слияниями и разделениями, которые уже идут во вред всему обществу.
Новость в пожаротушении. Первая в России, в Краснодарском крае, специализированная часть МЧС экстренного реагирования состоит из восьми пожарно-спасательных мотоциклов, сделанных в Германии по спецзаказу. Мотоциклы укомплектованы суперсовременным пожарно-техническим вооружением, аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, которые размещаются в кофрах.
Новый спасательный мотоцикл BMW G 650 GS оснащен мощной системой навигации, стационарной и переносной радиостанциями, канатно-спусковым устройством, гидравлическим инструментом, средствами помощи на воде, рюкзаком врача и многим другим, что делает его необычайно полезным для спасения жизни людей. Специализированное подразделение состоит из 25 специально отобранных и обученных спасателей, которые будут посменно патрулировать четыре городских маршрута. Предложения пожарников: в пожарно-спасательном мотоцикле в специальном чемоданчике голубого цвета предусмотрена передвижная раскладная фотогалерея руководителей МЧС - фотография министра, его заместителей, начальников департаментов.
Советский опыт борьбы с пожарами не используется. В советские времена все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара, плюс боронование (опашка). Вокруг любой деревни - поля с посевами, а не сено, как сейчас. Плюс по улицам, где старая застройка с деревянными домами, или противопожарные разрывы, или просто стены каменные между домами. Это называется пожарная профилактика. Большой опыт тушения у лесной пожарной охраны. Почти каждый год горит, и лесники к этому относятся спокойно, главное - быстро обнаружить пожар, опахать его и проливать, пока не потушишь.. Необходимо при тушении верховых пожаров и огненных штормов создавать остановочный рубеж, воспользовавшись просекой, дорогой, ЛЭП, трассой трубопровода, заблаговременно до фронта пожара, валить деревья, и проливать растительность водой. При тушении лесных пожаров использовать сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при тушении лесных пожаров в 1972 г в подмосковных лесах. Тушить пожар торфяников с помощью самолета - гиблое дело, все только разрыхляется и горит еще лучше. В СССР в ВС было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.
Вызывает сомнение, что требования документа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" выполнены. За первые два года ее реализации существенно улучшилась и обстановка с пожарами. Следует признать, что тушение природных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС России. Его задачей является содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ликвидации лесных пожаров. Силы МЧС России привлекаются для тушения пожаров, возникших вблизи населенных пунктов, когда существует угроза жизни и здоровью людей, а также безопасности потенциально опасных объектов.
Теперь стало видно, во что превратилась пожарная охрана под крылышком МЧС, и чего они не могут сделать. Техники нет, людей нет, спецов нет, денег нет. Зато центров себе наоткрывали и бабок туда вбухали Так и с пожарной охраной России, все понимают, что происходит развал государственной структуры, обеспечивающей безопасность людей и страны, но все ослеплены «величием» одного человека. Он нас всех один спасет. Ну а если и не спасет, то хоть отчитается об этом. Подоспели плоды разгона профессионального ядра пожарной охраны. Горят города от лесных пожаров, взять Воронеж, к примеру. Нет специалистов. Нет и результатов. До 2002 года о таком даже и подумать было нельзя. МЧС на коленях должно молить бывших офицеров пожарной охраны МВДвской закваски вернуться на службу. В противном случае Россия просто сгорит. Если сравнить статистику 1998 года, когда пожарные входили в МВД, и нынешнюю, при нахождении их в МЧС, то явно видно ухудшение показателей. Надо действовать в интересах общества, а не отдельных, пусть и раскрученных чиновников.
Действия МЧС в условиях пожара наглядно показали, на что мы можем реально рассчитывать.
Помимо срыва федеральной программы по разминированию большей части Европейской части России от невзорвавшихся боеприпасов, оставшихся после Великой Отечественной войны, МЧС за время своего существования не смогло организовать ни системы оповещения населения страны, ни контроля за системами жизнеобеспечения в бывших бомбоубежищах. Практически, Министерство по ЧС оказалось ненужным и не способным полностью осуществить выполнение мер по восстановлению нормальной жизнедеятельности. Обвинения главного спасателя в адрес главы РАО ЕЭС по поводу того, что ему об энергетической катастрофе стало известно только через два часа, не выдерживают никакой критики. Уж если о катастрофе в Москве только через 120 минут становится известно структуре, которая сама должна информировать об этом и власть и население, то что уж говорить об оперативности реагирования на подобные события на Урале или в глухом алтайском углу?
Пожары показали, что Указ президента № 868 "Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" подготовлен однобоко, не в интересах общества, а в интересах самого министерства. В сущности, этот указ снимает с МЧС всякую ответственность за практическую работу, поскольку возлагает ответственность на руководителей местной власти. МЧС в ситуации энергетического кризиса показало, что в реальных условиях оно практически неспособно выполнить даже те максимально урезанные положения, оставшиеся от прежней службы Гражданской обороны СССР и определенные Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868. В частности, министерство оказалось неспособным в полном объеме в течение всего времени энергетического коллапса выполнить одну из основных функций МЧС России — "информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о возникших чрезвычайных ситуациях". Приказом министра С. Шойгу от 29.06.2006 г. № 386 «Главные управления МЧС России по субъектам РФ обязаны доводить до населения через средства массовой информации в период не позднее 1,5-2 часов после возникновения чрезвычайной ситуации сведения об обстановке в районе чрезвычайной ситуации и деятельности МЧС по ее ликвидации».
Министерство за 20 лет своего существования не смогло организовать систему предупреждения даже в столице Что уж тогда говорить о стране в целом?
К сожалению, в Москве во время энергетического кризиса и в большей части городов России существует только «сарафанное радио». В городе Спас-Клепики (районный центр), к которому вплотную подступили лесные пожары, жители передавали друг другу сообщение об объявлении чрезвычайного положения: «У нас объявлено чрезвычайное положение, сказали всем собрать документы, деньги и кто что сможет унести и быть готовыми к эвакуации». Другого единого способа оповещения граждан о чрезвычайной ситуации в XXI веке в городе нет. Информация населения шла только по линии независимых информационных агентств, а не от МЧС. Спустя 20 лет Сергей Шойгу заявил в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 марта 2010 года, что МЧС сейчас обеспечиваются гарантированное информирование и оповещение более 30 миллионов человек». В ОКСИОН до конца 2010 года войдут почти 3,2 тысячи плазменных панелей, 92 терминальных комплекса, 34 информационных центра, а также 1,2 тысячи устройств типа "бегущая строка.
Ввод в эксплуатацию второй очереди позволит оповещать об опасности свыше 60 миллионов человек. С 2006 по 2010 годы общий объем финансирования создания системы ОКСИОН за счет средств федерального бюджета превысит 1,825 миллиарда рублей.
Во время майской энергетической катастрофы, когда Москва практически была брошена на произвол судьбы, МЧС узнало о сложившейся ситуации только через два часа. Последняя техногенная авария, связанная с загрязнением Амура в районе Хабаровска, также показала, что наличие генеральских погон нисколько не ускорило ни создание запасов активированного угля для поглощающих фильтров в крупных городах, берущих забор воды из крупных рек, ни строительство заградительной дамбы. Уникальность ситуации заключается еще и в том, что мы единственная страна в мире, где спасатели носят военные мундиры, но от этого уровень защиты населения нисколько не лучше, чем в той же Америке, Греции и Испании. Примером тому – пожары нынешнего года. Если сравнить статистику 1998 года, когда пожарные входили в МВД, и нынешнюю, при нахождении их в МЧС, то явно видно ухудшение показателей. Противопожарная служба должна быть, как во всех цивилизованных странах, самостоятельной федеральной структурой без милицейских или спасательных погон и антуража.
Единой системы борьбы с лесными пожарами больше не существует. Система тушения лесных пожаров сегодня в России развалена полностью. В советское время существовало несколько различных служб, занимавшихся охраной лесов, в том числе и от пожаров. Большой опыт тушения у лесной пожарной охраны. Была сеть добровольных пожарных дружин. Ныне уничтожена лесная охрана и эффективная федеральная авиалесоохрана, которая специально занималась именно тушением пожаров. Ее федеральный статус позволял в случае необходимости оперативно перекидывать самолеты, вертолеты и парашютистов-пожарных, десантирующихся вблизи места горения, в другие регионы — на помощь. Несколько лет назад она утратила свой федеральный статус. Отдельные ее элементы остались в ведении регионов, но в целом авиалесоохрана полностью потеряла эффективность. Все, что было получено федеральной авиалесоохраной, перешло в ведение МЧС, для создания в 2010 году международной Евроэскадрильи для тушения лесных пожаров на Балканах, в Греции и Италии. Нынешняя структура российской армии не в состоянии оказать помощь населению при пожарах. Стыдно российскому правительству, когда курсанты Рязанского высшего училища, без тяжелой техники, лопатами копают землю. Тяжелой техники нет. В войсках расформированы дивизии. Но в каждой дивизии в отдельном саперном батальоне были машины заграждений, тяжелая техника на танковой базе, станция для добычи воды. При ликвидации академии им. Куйбышева, исчезла кафедра вододобычи, которую после катастрофических пожаров требуется восстановить немедленно.
Когда пожары на всей территории России все-таки закончатся, можно надеяться, что власть вынуждена будет увидеть ненужность МЧС в нынешнем виде, огрехи в реформировании Минобороны и пожарной охраны, ненужность ликвидации федеральной авиалесоохраны.