будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Новые технологии инновации
Июль 1, 2025
Хозяйство
Сакоян Анна

Правила Гонконга

Правила Гонконга
_AS_452820090423201947
Открытие биотехнологического центра. Энтони Тан слева. Фото Корпорации научных и технологических парков Гонконга

На полях Первого Саммита творцов инновационной экономики, организованного Фондом «Сколково» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА», мы побеседовали с исполнительным директором Корпорации научных и технологических парков Гонконга, в прошлом - консультантом для DuPont по инвестициям в сфере создания новых материалов, биомедицине, химических и агрохимических препаратов Энтони Таном (Anthony Tan, Гонконг, КНР). Интервью взяла Анна Сакоян.

См. также:

  • Жильбер Пастор. Гордость Монпелье
  • Пертти Хуусконен. Финский секрет 
  • Дов Фруман. «Нельзя научить инновациям»

Что такое Корпорация научных и технологических парков Гонконга?

Корпорации научных и технологических парков Гонконга – это организация, учрежденная государством, но в то же время это не правительственное ведомство. Это независимая структура, которая управляется советом директоров: там только один представитель правительства, а остальные – независимые директора. В то же время правительство – это единственный акционер компании, а наша компания отвечает за прибыльность.

Цель нашей компании состоит в том, чтобы с помощью наших сервисов и инфраструктуры способствовать развитию зарождающихся инновационных фирм в Гонконге и, соответственно, диверсификации экономики Гонконга в области технологий.

Как построить экосистему для развития инноваций?

Я думаю, что ключевой момент в ее создании состоит в том, чтобы предоставить услуги и возможности компаниям, которые могли бы реализовать коммерческий потенциал того или иного открытия.

Это не только физические возможности как таковые. Это также многочисленные поддерживающие услуги – например, чтобы помочь компании увеличить финансирование, понять потребности рынка, разработать жизнеспособный бизнес-план. Таким образом, мы должны давать компаниям некоторый инструктаж в этой области.

Далее, надо как-то помочь компаниям отработать коммерческие аспекты так, чтобы они могли продавать свою продукцию. Соответственно, нужно, например, дать компании возможность испытать, как будет работать ее разработка в качестве продукта внутри инфраструктуры нашей корпорации. Или на примере государственных услуг. Здесь полигоном будут, скажем, государственные больницы, дороги, жилье и т.п.

Я, собственно, хочу сказать, что важны не только возможности, но и услуги, которые будут отвечать потребностям и снижать барьер, препятствующий компаниям осваивать область инновационного предпринимательства. Можно также предоставлять им различное экспериментальное оборудование и инструменты.

Главное – создать такие возможности, чтобы компании на начальном этапе могли избежать чрезмерных затрат.

Так, у Корпорации, например, есть свои собственные лаборатории, в которых такие компании могут проводить свои исследования, не приобретая всё необходимое за свой счет.

Опишите, пожалуйста, схему, по которой идея получает коммерческое воплощение.

Чтобы продукт был коммерчески успешным, необходимо объединить теоретическую сторону, коммерческую, или предпринимательскую, сторону, а также инженерную сторону. Тогда получится конкурентоспособный продукт и эффективный производственный процесс. Это означает, что

нужна некая инновационная сеть, а не отдельные институты, которые занимаются, скажем, только технологиями.

Узкая специализация не выведет продукт на рынок. Для того чтобы построить такую сеть, мы создаем так называемые кластеры. Например, Корпорация научных и технологических парков Гонконга концентрируется на пяти основных технологических кластерах.

А дальше, внутри этих кластеров, мы пытаемся построить сеть из людей, среди которых будут те, кто занимается технологиями; представители компаний, которые заинтересованы в том, чтобы работать в этой области; инженеры из университетов, заинтересованные в сотрудничестве с этими людьми, готовые работать над дизайном или над производственным процессом.

Чтобы продукт вышел на рынок, необходимо создать эффективную сеть. И это одна из наших основных задач. Значительную часть времени мы отводим не на то, чтобы отыскать перспективную с коммерческой точки зрения идею, а на то, чтобы настроить процесс, благодаря которому новые разработки будут выгодными для компаний. Таким образом, мы работаем с кластерами и сетями и стараемся сделать так, чтобы разные организации оказывались близко друг другу в физическом пространстве и чтобы они могли сотрудничать.

Говоря о сотрудничестве, важно также отметить, что мы не только настраиваем коммуникацию между малыми и средними предприятиями, но также работаем и с крупными международными корпорациями. Мы хотим, чтобы они встраивались в наши сети и узнавали о технологиях, потому что если им что-то понравится, они смогут приобрести что-нибудь или стать источником финансирования для развивающейся компании.

Так что выстраивание процесса сотрудничества также очень важно для развития успешной инновационной экономики.

Насколько принципы развития инновационной среды обусловлены страновой или региональной спецификой?

Условия, конечно, всегда различны. Но на самом деле для успешной коммерциализации любых инновационных технологий важны три базовых фактора:

  • Какова ситуация на рынке;
  • Откуда брать талантливых людей;
  • Откуда брать капитал для развития.

Какой бы ни была страна, где ставится такая задача, эти три фактора остаются общими для всех. Тем не менее, внутри этих факторов на региональном уровне ситуация может быть очень разной. Рыночные потребности Азии отличаются от рыночных потребностей в Европе, а там, в свою очередь, есть различия, например, между Северной Европой и Россией. Здесь всегда нужно исходить из потребностей именно того рынка, внутри которого планируется развитие. Скажем, в России, нужно точно понимать, каков ее рынок, потому что то, что работало в случае с Гонконгом, может быть неприменимо в российских условиях. Это обусловлено локальной спецификой.

То же самое касается талантов, то есть людей с идеями, которые действительно хотят работать в соответствующей области – например, в Москве или в Сколково. Нужно найти способ привлекать таланты, которым будет важна уникальность именно Сколково, чтобы они пришли сюда работать.

Наконец, доступный капитал, с помощью которого компании будут развиваться. Это опять же зависит от местных особенностей и правительственных стратегий, особенно когда инновационный и технологический бизнес только начинает появляться и когда еще нет фондов, способных поддерживать молодые компании. В таких случаях очень важна поддержка со стороны правительства.

Таким образом, местная специфика, безусловно, есть, но эти три фактора остаются неизменными. А дальше общие задачи решаются с учетом локальных условий.

Какие свои достижения в области инноваций вы считаете наиболее значительными?

Главное достижение, конечно, состоит в том, что

мы, собственно, положили начало развитию инноваций в Гонконге.

Это произошло совсем недавно, всего десять лет назад. Когда Китай вступил в ВТО, Гонконг посмотрел на свою ситуацию и сказал: «Нам нужно диверсифицировать свою экономику: от финансов, торговли и туризма – к технологиям». И с этого момента началось инвестирование в эту область.

Это был очень извилистый путь, потому что Гонконг не был известен своими технологиями. Кроме того, у жителей Гонконга было слишком много разных возможностей для получения дохода, и они не стремились сосредоточиться именно на технологиях.

Но за десять лет нам удалось даже в такой среде найти молодых людей, которые хотят успешно развивать продукцию или услуги. И благодаря этому число компаний, которые занимаются технологическими разработками для Гонконга и Китая, выросло у нас от нуля до более трехсот восьмидесяти. Около 80% из них – это малый и средний бизнес.

Это, пожалуй, и есть наше главное достижение: наша модель, кажется, работает.

Какова, на ваш взгляд, ситуация в России? Можете ли вы выделить какие-то специфические проблемы?

Думаю, они типичны для большинства развивающихся стран – особенно для тех, которые переходят от экономики, управляемой государством, к экономике частного предпринимательства.

Для того чтобы инновационная и техническая промышленность процветала, необходимо, чтобы у всех компаний на рынке были примерно равные условия. Необходима прозрачность. На пути к такого рода экономике встают многочисленные препятствия. Я думаю, что

прозрачность и единые правила игры – это первое, что нужно обеспечить, чтобы экономика инновационных технологий могла развиваться.

Что вы можете сказать о конфликтах, проистекающих из столкновения инновационного развития и законодательных норм в стране, в которой развиваются новые технологии?

Думаю, в этом смысле Гонконгу повезло, потому что в Гонконге есть свобода передачи информации, а также свободный поток людей и капитала. Поэтому в Гонконге мы практически не сталкивались с тем, чтобы законодательство препятствовало развитию технологий. Нашими успехами мы отчасти обязаны как раз этой свободе.

Конечно, в некоторых случаях законодательство может создавать барьеры на пути развития инноваций, и эти барьеры нужно снижать. Это в каком-то смысле связано с тем, о чем я сказал чуть раньше, - с необходимостью единых правил игры для всех компаний.

Сакоян Анна
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).