Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС), бывший "яблочник" Игорь Артемьев заявил, что сомневается в «естественности некоторых наших естественных монополий». Например, в РАО "ЕЭС", по его мнению, только один естественно монопольный сектор – сети, в остальных же секторах – генерирующем и сбытовом – вполне реально развить конкуренцию. То же касается и другого монополиста – РАО РЖД: только собственник железнодорожного полотна может считаться монополистом, а среди перевозчиков необходимо развивать конкуренцию.
Однако монополии нашли себе внезапного защитника - руководителя Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергея Новикова. По признанию самого Новикова, ФСТ подключилась к работе над законопроектом только в начале декабря 2004 года, когда, по сути, вся работа уже была завершена. Подключилась и ужаснулась. Суть претензий Сергея Новикова к законопроекту ФАС состоит в том, что там прописано: любая естественная монополия по определению занимает доминирующее положение на рынке.
А значит, ФАС имеет все основания ею заняться. По мнению Новикова, это создает «реальную опасность дестабилизации системы регулирования тарифов». Он отметил, что уже сегодня ФАС и ФСТ приходится выяснять свои отношения в суде, а после принятия закона число таких разбирательств вырастет в разы. Чтобы снять разногласия с ФАС, Сергей Новиков предложил «уйти от понятия естественной монополии, заменив его понятием общественной услуги».
Так естественные монополии выводились бы из-под ведения ФАС. Но Игорь Артемьев убежден, что закон о естественных монополиях должен приниматься в русле антимонопольного законодательства и даже базироваться на нем. Что касается понятия общественной услуги, Артемьев заявил, что впервые слышит о таком термине и понятия не имеет, что под ним подразумевал Сергей Новиков.
Опасаться ФСТ с принятием нового закона следует не только естественным монополиям, но и тем компаниям, которые по нынешнему законодательству даже не занимают доминирующего положения на рынке (их доля меньше 35%). Они тоже могут устанавливать монополию на рынке – путем картельного сговора. В таком сговоре Артемьев подозревает практически все нефтяные компании – по его мнению, это и есть основная причина взлета цен на бензин на 40% в 2004 году.
Но в суде ФАС не удается доказать свою правоту, так как доказать факт картельного сговора почти невозможно – нужны подтверждающие сговор документы, которых обычно просто не существует. Теперь доказывать сговор ФАС не придется. Новым законопроектом вводится понятие коллективного доминирующего положения.
Состав «коллектива» будет определять ФАС на основании тех же признаков, по которым сегодня она пытается доказать картельный сговор. Теперь можно ничего не доказывать, а прямо сразу наказывать. А наказывать будут жестче. Если раньше максимальный размер штрафа составлял около $15 тыс., то это будет более ощутимый удар по бюджету компании – до 4% с оборота.