В России больше нет налоговой системы. В таких терминах обсуждают не для печати работу по отъему компании ЮКОС высокопоставленные сотрудники Министерства по налогам и сборам. В принципе налоговики имеют право сетовать, – они-то как раз могли думать, что налоговая система у нас была. Если бы была, то уже началась бы паника, тотальное бегство из страны (прежде всего денег) и/или кровавая бойня.
До тех пор, пока налоговые претензии сочинялись в кабинетах номенклатуры, это могло сойти за традиционно тупое усердие. В русской политической культуре (Виталий Найшуль в этом месте приводит серию поговорок про царя, бояр и опалу) строгий правитель как бы в праве наказывать неугодных (не выходит за пределы социальной компетенции), а исполнители и подхалимы не могут по-своему не куражиться.
Будь у нас налоговая система, проблемы с ней радикально усилились бы с того момента, как в процессе раскулачивания отдельно взятой компании суд признал бы законным метод доначисления налогов, представленный правительством в споре с ЮКОСом. И здесь дело даже не в том, что широко применявшаяся налоговая оптимизация признается незаконной, а в том, что вообще используется обратный принцип: как если бы считать исходя из максимального количества налогов, которое компания с такими продажами и оборотом могла бы заплатить.
Если данный судебный прецедент всерьез применять, это означало бы введение принципа индивидуального налогообложения (почти продразверстку вместо продналога): как бы тупо и честно ты налоги не платил, органы всегда смогут досчитать. Даже бандиты знают, что это не по правде и не по понятиям. И не по закону. А если закон состоит в том, что законов нет, то это не закон.
Если бы подобные выкрутасы действительно имели признанную силу, то нам бы пришлось вспомнить, что такое политический терроризм в традиционном русском понимании. Это когда правители и чиновники не уверены за свою жизнь.
Но Россию, как всегда, спасает ее неустроенность. То есть серия “отдельных случаев”, конечно, продолжится. Наиболее оборотистые начальники попытаются применить прецедент и к другим гражданам и компаниям, а налоговики перестанут понимать, что именно они делают. Но по большому счету, мы-то все знаем, что наша “налоговая система” - это форма равновесия между способностями собрать налоги одних и способностью их не давать – других, лишь в малой мере регулируемая размером ставок и писаным законом. Так что заплати ты хоть по полной программе налог на прибыль или ЕСН - это не избавит тебя от неформальных “местных” налогов и риска быть совсем раскулаченным.
У нас и раньше “заказать” можно было любой бизнес, все зависело от пропорции алчности и разумности начальства. То, что у начальства в центральной власти потекли слюнки и поехала крыша - плохо, но ничего фантастического.
Бизнес определенного уровня все-таки всегда договаривался с начальником своего же уровня. Это самые чудовищные издержки, которые несет российская экономика. И это самая большая угроза стране, потому что дает возможность растаскивать деньги и имущество по административным территориям. Общая же и ясная налоговая система могла бы скреплять страну так же, как общие деньги. Теперь ее надо начинать строить заново.
Нас спасает неустроенность еще и в том, что на самом деле подавляющая масса граждан никак не вовлечена в налоговую систему и даже не знает, что это такое. Зато многие знают, что такое льготы. И тут как всегда дело не в том, хорошее или плохое экономическое решение предлагается. А в том, - для чего оно нужно.
Правительство и здесь залезло далеко за пределы своей социальной компетенции и то ли по глупости, то ли по умыслу пошло на провокацию общественных волнений. Потому что уже в формулировке “отмена льгот” (даже с “последующей заменой их денежными компенсациями”) оно творит ощущаемую народом неправду.
Не по правде заменять налог разверсткой, как не по правде отбирать однажды завоеванные социальные блага, даже если они превратились в символ. Если бы в правительстве сели, подумали и поняли, что монетизация льгот действительно нужна, как воздух, то надо было эту процедуру называть (и делать) “предоставлением льгот в полном объеме и в денежной форме”. Никаких “отмен”. Никаких “компенсаций”. Если вам, конечно, не нужен зачем-нибудь маленький, относительно управляемый бунт.
А если уж решили отобрать имущество у опального олигарха, то делать это нужно так, чтобы не сломать общие правила жизни и сложившиеся социальные контракты. Если вам, конечно, не нужны смута и экономический саботаж.
Нас пока спасает неустроенность. А еще то, что ожидания у народа по отношению к начальству отнюдь не завышенные - прямо скажем: ниже плинтуса. Никто и не надеялся особо, что они будут править страной, а не тиранствовать по прихоти и произволу.