будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Хозяйство

Правительству нужен бунт

Правительству нужен бунт
52_01

В России больше нет налоговой системы. В таких терминах обсуждают не для печати работу по отъему компании ЮКОС высокопоставленные сотрудники Министерства по налогам и сборам. В принципе налоговики имеют право сетовать, – они-то как раз могли думать, что налоговая система у нас была. Если бы была, то уже началась бы паника, тотальное бегство из страны (прежде всего денег) и/или кровавая бойня.

До тех пор, пока налоговые претензии сочинялись в кабинетах номенклатуры, это могло сойти за традиционно тупое усердие. В русской политической культуре (Виталий Найшуль в этом месте приводит серию поговорок про царя, бояр и опалу) строгий правитель как бы в праве наказывать неугодных (не выходит за пределы социальной компетенции), а исполнители и подхалимы не могут по-своему не куражиться.

Будь у нас налоговая система, проблемы с ней радикально усилились бы с того момента, как в процессе раскулачивания отдельно взятой компании суд признал бы законным метод доначисления налогов, представленный правительством в споре с ЮКОСом. И здесь дело даже не в том, что широко применявшаяся налоговая оптимизация признается незаконной, а в том, что вообще используется обратный принцип: как если бы считать исходя из максимального количества налогов, которое компания с такими продажами и оборотом могла бы заплатить.

Если данный судебный прецедент всерьез применять, это означало бы введение принципа индивидуального налогообложения (почти продразверстку вместо продналога): как бы тупо и честно ты налоги не платил, органы всегда смогут досчитать. Даже бандиты знают, что это не по правде и не по понятиям. И не по закону. А если закон состоит в том, что законов нет, то это не закон.

Если бы подобные выкрутасы действительно имели признанную силу, то нам бы пришлось вспомнить, что такое политический терроризм в традиционном русском понимании. Это когда правители и чиновники не уверены за свою жизнь.

Но Россию, как всегда, спасает ее неустроенность. То есть серия “отдельных случаев”, конечно, продолжится. Наиболее оборотистые начальники попытаются применить прецедент и к другим гражданам и компаниям, а налоговики перестанут понимать, что именно они делают. Но по большому счету, мы-то все знаем, что наша “налоговая система” - это форма равновесия между способностями собрать налоги одних и способностью их не давать – других, лишь в малой мере регулируемая размером ставок и писаным законом. Так что заплати ты хоть по полной программе налог на прибыль или ЕСН - это не избавит тебя от неформальных “местных” налогов и риска быть совсем раскулаченным.

У нас и раньше “заказать” можно было любой бизнес, все зависело от пропорции алчности и разумности начальства. То, что у начальства в центральной власти потекли слюнки и поехала крыша - плохо, но ничего фантастического.

Бизнес определенного уровня все-таки всегда договаривался с начальником своего же уровня. Это самые чудовищные издержки, которые несет российская экономика. И это самая большая угроза стране, потому что дает возможность растаскивать деньги и имущество по административным территориям. Общая же и ясная налоговая система могла бы скреплять страну так же, как общие деньги. Теперь ее надо начинать строить заново.

Нас спасает неустроенность еще и в том, что на самом деле подавляющая масса граждан никак не вовлечена в налоговую систему и даже не знает, что это такое. Зато многие знают, что такое льготы. И тут как всегда дело не в том, хорошее или плохое экономическое решение предлагается. А в том, - для чего оно нужно.

Правительство и здесь залезло далеко за пределы своей социальной компетенции и то ли по глупости, то ли по умыслу пошло на провокацию общественных волнений. Потому что уже в формулировке “отмена льгот” (даже с “последующей заменой их денежными компенсациями”) оно творит ощущаемую народом неправду.

Не по правде заменять налог разверсткой, как не по правде отбирать однажды завоеванные социальные блага, даже если они превратились в символ. Если бы в правительстве сели, подумали и поняли, что монетизация льгот действительно нужна, как воздух, то надо было эту процедуру называть (и делать) “предоставлением льгот в полном объеме и в денежной форме”. Никаких “отмен”. Никаких “компенсаций”. Если вам, конечно, не нужен зачем-нибудь маленький, относительно управляемый бунт.

А если уж решили отобрать имущество у опального олигарха, то делать это нужно так, чтобы не сломать общие правила жизни и сложившиеся социальные контракты. Если вам, конечно, не нужны смута и экономический саботаж.

Нас пока спасает неустроенность. А еще то, что ожидания у народа по отношению к начальству отнюдь не завышенные - прямо скажем: ниже плинтуса. Никто и не надеялся особо, что они будут править страной, а не тиранствовать по прихоти и произволу.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).