«Транснефть», вполне вероятно, изменит формат отношений России с транзитными странами – Белоруссия и Польша уже в ближайшие годы могут лишиться российского нефтяного транзита. В то же время, поставки на литовский Mazeikiu Nafta по тому же нефтепроводу «Дружба» могут вскоре возобновиться. Кажется, что победил прагматический подход – вместо «друзей и врагов» среди ближайших соседей у России появляются «партнеры и интересы».
«Транснефть» может вскоре возобновить поставки нефти на литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta, сообщил Reuters источник в энергетической отрасли Польши. "Со стороны «Транснефти» есть сигналы... о возобновлении поставок", –сказал источник, имеющий доступ к информации о поставках нефти, которой располагает владелец Mazeikiu, польская компания PKN Orlen.
«Транснефть», управляющая нефтепроводом «Дружба», в прошлом июле прекратила поставки нефти на Mazeikiu Nafta – единственный НПЗ в Прибалтике – в период, когда российские компании (прежде всего, «Роснефть», «Лукойл» и ТНК-ВР) конкурировали с PKN Orlen в попытке выкупить НПЗ у обанкротившейся российской компании ЮКОС и литовского правительства. Поставки были прекращены, по официальным данным, в связи с аварией на трубопроводе. PKN Orlen купила Mazeikiu, максимальная мощность которого составляет 27.000 тонн в сутки, в декабре 2006 года за $2,3 миллиарда. Многие, правда, усмотрели некоторую "политику" в неожиданной аварии и затянувшемся ремонте. "Труба на Mazeikiu будет чинится еще долго, там выявлено около семи тысяч повреждений и нарушений. Правда, при определенном нажиме можно было бы и быстрее", - считает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров.
В январе PKN Orlen заключила соглашение с нефтяным трейдером Petraco о покупке у российской "Роснефти" 3,36 миллиона тонн нефти в год в течение пяти лет. По условиям соглашения срок действия контракта может быть продлен еще на год и более, а поставки будут осуществляться по нефтепроводу "Дружба" через Белоруссию. Договорились и о штрафах в размере до 200 тыс. евро - в случае поставок нефти в меньшем объеме или задержек с поставками. После этого нефтепровод просто обязан был быть восстановлен – этого требовала простая экономическая целесообразность. Теперь, по всей видимости, поставки восставновятся.
В то же время определенная угроза нависла и над белорусским направлением экспорта российской нефти – «Транснефть» вновь реанимировала планы по строительству нефтепровода, который позволил бы не перегонять нефть по территории Белоруссии. Как сообщила газета «Коммерсант», российское правительство намерено вернуться к проекту строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Доработанный проект распоряжения правительства о расширении мощности БТС за счет строительства новой ветки Унеча–Великие Луки–Приморск (Приморск – порт неподалеку от Санкт-Петербурга) вновь внесен в правительство.
Проект строительства трубопровода в обход Белоруссии возник в начале 2007 года, когда Россия ввела с 1 января пошлину на экспорт нефти в Белоруссию до $180 за тонну (ранее экспорт нефти в Белоруссию пошлиной не облагался). В ответ Белоруссия ввела плату за транзит российской нефти в размере $45 за тонну, что привело к остановке нефтепровода "Дружба". 3 января "Транснефть" внесла в правительство предложения по строительству БТС-2 в обход Белоруссии. 10 января после телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко Белоруссия отменила пошлину на транзит нефти. 12 января было подписано соглашение о снижении российской экспортной пошлины с $180 до $53 за тонну, и в феврале 2007 года проект БТС-2 был отправлен "на доработку". Правда, уже в начале февраля глава «Транснефти» вновь напомнил о планах по строительству БТС-2.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сообщил «Коммерсанту», что проект, который компания направила в Минпромэнерго, был исходно рассчитан на прокачку до 50 млн тонн нефти в год. А президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что объем прокачки может быть увеличен до 80 млн тонн нефти в год. Сегодня через Унечу прокачивается около 100 млн тонн нефти в год: 80 млн тонн идет в Европу, 20 млн тонн экспортируется на заводы Белоруссии. Строительство БТС-2 позволит России увеличить пропускную способность порта Приморск до 150 млн тонн нефти в год и полностью отказаться от транзита нефти по территории Белоруссии и Польши в ЕС.
Эксперты оценивали этот проект строительства ответвления от нефтепровода «Дружба» в Приморск в $2–2,5 млрд. "Стоимость проекта пока не калькулирована, но она составит порядка 2 млрд долларов", - говорит Валерий Нестеров. С технической точи зрения, проблем с БТС-2 нет, но имеется политическая проблема. Он рассчитан на 80 миллионов тонн, через Приморск уже экспортируется 60 миллионов. «Таким образом, потенциальные 140 миллионов могут вызвать проблемы с судоходством на Балтике и в датских заливах. Учитывая, что скандинавы очень озабочены проблемами экологии, могут возникнуть определенные трудности. Несмотря на все это, проект реален, но нужно политическое решение »,– считает аналитик ИАЦ «Панорама» Анвар Амиров. В целом же, по словам Амирова, вероятность того, что проект будет осуществлен 50/50. Кроме того, пока совершенно неясен механизм финансирования проекта. "При этом "Дружба" не будет закрыта, но будет больше гибкости в транзитной политике. Политически строительство БТС-2 выгодно, и нефтяники, хотя сначала и восприняли идею холодно, сейчас готовы к ней", - напоминает Валерий Нестеров.
Впрочем, велика вероятность, что деньги на такой проект «Транснефть» найдет, а решение будет принято на высшем уровне. ""Транснефть может позволить себе практически все, - полагает Валерий Нестеров, - у компании очень высокий кредитный рейтинг". Причина же стремления продавить БТС-2 – в «политической» значимости проекта.
В контексте постоянно возникающих конфликтов с транзитными странами и для России (в лице как государства, так и – отчасти – нефтяных компаний), и для ее европейских партнеров пуск нефти в обход Белоруссии и Польши будет, в принципе, выгоден. Для России снизится зависимость от транзитных стран, западные потребители могут почувствовать себя немного увереннее – теперь их поставки будут защищены от дополнительных политических рисков. «Транснефти» проект гарантирует прокачку дополнительной нефти по ее трубопроводу (идея частной трубы в России, похоже, окончательно похоронена). Впрочем, сроки реализации проекта пока неясны. Как и перспективы прокачки нефти по российской территории.
Обеспокоенность российских властей зависимостью от «транзитных режимов» общеизвестна. Россия традиционно обвиняет в срывах поставок энергоносителей страны-транзитеры. В свете строительства Северо-Европейского газопровода (а сухопутный его участок уже вроде бы сдается) это означает лишение Белоруссии ее естественных транзитных преимуществ. Для Минска это катастрофа, ведь белорусская экономика завязана на транзит энергоносителей из России.
Таким образом, в действиях «Транснефти», «Газпрома» и российских властей сегодня явно прослеживаются два противоположных подхода – с одной стороны, качаем нефть на литовский НПЗ, с другой – заявляем о трубе в обход «союзного» (или уже все-таки нет?) Лукашенко. История приобретает непротиворечивый вид, если вспомнить, что в Литве тоже есть нефтетерминал, поэтому это еще одна возможность пускать нефтетранзит в обход Белоруссии, в рамках той же схемы, что и при экспорте через Приморск. «Учитывая, что у России нет особых конфликтов с Литвой, такой вариант выглядит логичным, но он требует особого политического решения», – считает Анвар Амиров.
Получаются своеобразные весы мотиваций. В зависимости от того, какой фактор – условно политический или условно экономический – перевешивает, принимается то или иное решение.
Одно, правда, вполне вытекает из логики последних событий – в последнее время, вроде бы, намечается переход к более-менее деловой модели во внешней «нефтегазовой» политике. Чему примером могут служить не только масштабные планы "Транснефти", но и, отчасти, поднятие цен на газ приблизительно до одинакового уровня для «дружественных» и «недружественных» стран на постсоветском пространстве. Впрочем, победи завтра на Украине какая-нибудь «неправильная коалиция», кто смог бы поручиться, что к списку стран, которые ради сохранения «энергетической безопасности» нужно «обогнуть» российскими нефте- и газопроводами, не добавится Украина?