Бензиновый кризис, разразившийсядве недели назад (см. «Механизмдефицита») имел не только внешний, но и внутренний детонатор. Внешнимдетонатором, о котором все были хорошо осведомлены был резкий рост мировых ценна нефть, вызванный политическими событиями в Египте и войной в Ливии. Этотрост цен стимулировал российские нефтяные компании увеличивать поставки наэкспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. Поведение компаний вполнепонятно – они хотели больше заработать на внешнем топливном рынке, пока он находитсяв перегретом состоянии; но в результате они создали кризис на внутреннемтопливном рынке.
В другое время изменениеструктуры поставок прошло бы незамеченным, но сейчас оно совпало с началомполевого сезона и увеличением поездок на личном автотранспорте. Поэтомуимеющиеся запасы топлива на нефтяных базах, не имея требуемого пополнения,быстро иссякли. А вслед за ними иссякли запасы топлива на бензозаправочныхстанциях. Продавцы (в первую очередь – независимые сети АЗС) стали повышатьцены, что и привело к кризису и маленькому политическому скандалу.
По итогам скандала в отношениинефтяных компаний последовали меры государственного принуждения, но от этогообщей картины предкризисных событий так и не появилось. Но после того, какФедеральная статистическая служба опубликовала отчет о промышленномпроизводстве в январе-апреле текущего года, стало ясно, что на внешний факторудорожания топлива наложился не менее весомый внутренний фактор.
Как видно изотчета статслужбы,
Причем сокращениебыло вполне приличным, и действительно могло оказать влияние на внутреннийрынок: производство бензина упало на 13% по отношению к марту, а дизельноготоплива – на 10%. Естественно, такое падение производства, в сочетании сростом сезонного спроса и с усиленными поставками на экспорт не могло неспровоцировать кризис.
Правда, отвечая на одни вопросы,статистический отчет ставит новые. Одним из самых распространенных объясненийбензинового кризиса являлось то, что нехватка топлива была вызвана остановкойна текущий ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Мол, заводы каждую веснуремонтируют, и поэтому произошло падение производства. У нас эта версияэнтузиазма не вызывает, так как существует она уже очень много лет – ровностолько, сколько существуют сами нефтеперерабатывающие заводы. И если когда-тоиз-за несогласованности действий производителей и потребителей нефтепродуктовостановка заводов и могла привести к нехватке топлива, то
И накапливать эти запасы им было бы тем более легко, так как сезонномуросту спроса предшествует «низкий» зимний сезон.
Вернемся к вопросам, которыеставит статистический отчет. Дело в том, что если посмотреть на все цифры,связанные с нефтяным комплексом, то их несогласованность просто бросается вглаза. Как мы отметили выше, производство моторного топлива сократилосьсоответственно на 13% и 10%. Тогда естественно предположить, что и поставкисырой нефти на НПЗ сократились в той же пропорции. Однако этого почему-то непроизошло – поставки сырой нефти сократились, но только на 4%.
Конечно, можно предположить, чтопадение выпуска светлых нефтепродуктов было компенсировано увеличением выпускатемных нефтепродуктов, то есть мазутом. Но и здесь статистика дает однозначныйответ – его выпуск сократился на 6%. Это, конечно, меньше, чем сокращениевыпуска светлых нефтепродуктов, но, тем не менее, вполне достаточно, так как намазут приходиться около 40% товарного выпуска НПЗ.
Но сокращение поставок сыройнефти на НПЗ в меньшей пропорции, чем сокращение выпуска товарной продукции –это еще не вся картина происходящих событий. Уменьшение поставок нефти в апрелесоставило 4,2%, а сокращение добычи нефти – 2,8%. То есть, несмотря на снижениедобычи, у нефтяников был резерв, который они использовали для увеличенияэкспортных поставок, хотя могли, конечно, отправить и на внутреннююпереработку.
Остается только предположить, чтосырая нефть сначала была направлена на НПЗ, а потом, из-за скачка мировых цен,была откачана обратно в магистральные трубопроводы и перенаправлена наэкспортные направления. Но проверить эту версию пока невозможно, так как данныевнешнеторговой статистики за апрель будут только через месяц.
В общем,
(и по добыче, и по переработке, и по транспортировке нефти), которые позволяточень быстро наращивать производство в моменты скачков спроса, подобных тому,которые мы сейчас наблюдаем.