будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВВП ЦСР приватизация
Май 20, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Приватизация как панацея

Приватизация как панацея
210956_1000x666_1364_396c5e279cfedf95e2b808ed8fef796c
Председатель Совета ЦСР Алексей Кудрин. Источник: Терещенко Михаил/АГН "Москва"

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) нашли источники для финансирования дефицита бюджета: это государственная собственность. Нужно не только приватизировать крупные компании, но и создать маханизм, который осложнил бы сохранение компаний в госсобственности.

Экспансия госсектора в России стала «однозначным» трендом, она стала причиной снижения эффективности и рыночных механизмов в целом, и самих предприятий. Даже частные компании подвергаются «неформальному огосударствлению», пишут в докладе «Эффективное управление государственной собственностью» эксперты ЦСР.

Эксперты оценили долю госсектора по итогам 2016 года в 46%, при том что за 10 лет до того, в 2006 году, на долю государства приходилось 39,6% ВВП. Для получения таких оценок эксперты учли вклад в экономику 106 крупнейших компаний с государственным участием (КГУ). Из них 86 относятся к компаниям с мажоритарной долей государства, еще 20 — с миноритарной долей (10–50%). Второй компонент — это сектор государственного управления (СГУ), а третий — стоимость, создаваемая государственными унитарными предприятиями (ГУП).

 
Логистический центр ФГУП "Почта России"
Зыков Кирилл/АГН "Москва"

«Основной вклад в рост относительного размера государственного сектора вносили КГУ: их доля в ВВП выросла с 20,2% в 2006 году до 25,3% в 2016 году. Доля СГУ за тот же период так же повысилась — с 16,9 до 19,2%. Доля ГУП, наоборот, сократилась — с 2,5% ВВП до 1,5%, что стало результатом целенаправленного воздействия государства на постепенное свертывание данной, как правило неэффективной, организационно-правовой формы», — говорится в исследовании.

При этом, как заявляют авторы, чем больше в компании доля государства, тем ниже ее эффективность. Рост размера прямой государственной собственности ведет и к снижению производительности труда, и к увеличению долговой нагрузки.

Отметим, что по оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) все еще хуже: по расчетам экспертов этого ведомства, доля государства в экономике доходит до 70%. Министерство финансов США в своем недавнем «кремлевском докладе» подсчитало, что компании, более 25% акций которых принадлежат государству, обеспечили 70% российского ВВП в 2016 году.

Эксперты ЦСР указывают, что существует множество аргументов в пользу приватизации и разгосударствления экономики. Во-первых, указано в докладе, это «является глобальным трендом». Во-вторых, численность предприятий госсектора снижается, однако «уровень прямого и косвенного участия государства в экономике, особенно в отдельных секторах (через крупнейшие компании, банки с госучастием и госкорпорации), остается весьма значительным». В-третьих, размер госимущества, считают эксперты, избыточен по сравнению с объемом функций властей. Также в докладе говорится о том, что необходимо создавать условия для справедливой конкуренции, стремиться к эффективности и развитию отраслевого регулирования, снижать расходы бюджета. Не в последнюю очередь приватизация — это получение дополнительных доходов бюджета.

 
Церемония открытия газопровода  «Соболево – Петропавловск-Камчатский»
kremlin.ru

Впрочем, у приватизации есть и риски. В ЦСР признают, что в результате собственность просто может перейти из рук правительства в руки госкомпаний, также может сказаться неразвитость регулирования некоторых отраслей, которая не так заметна, когда их контролирует государство, а еще нужно следить, чтобы условия приватизации были сформулированы максимально четко.

Отчасти для того, чтобы не допустить развития ситуации по плохому сценарию, экономисты предлагают жестко ограничивать разрастание госсектора, очистить его от некрупных непрофильных активов, а также сократить не только прямое, но и косвенное участие государства в экономике.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).