будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
армия
Ноябрь 9, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Призыв как натуральный налог

Последние несколько месяцев Министерство обороны России попало под огонь критики, вызванной появлением программного документа под названием «Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации». Эти «актуальные задачи» родились в аппарате Минобороны и, естественно, отражают представления кадровых военных о том, как им надо развиваться. Для всей остальной публики, проживающей на территории Российской Федерации, появление «актуальных задач» явилось неприятным сюрпризом, так как означало конец полноценным исследованиям в области строительства Вооруженных сил, при проведении которых мог использоваться потенциал как военных, так и гражданских исследовательских и общественных организаций.

Неприятные ощущения были подкреплены заявлением министерства обороны, что армия устала от реформ. От реформ, надо думать, проводившихся гражданскими лицами, — депутатами Государственной Думы, например, — и что пора эти реформы сворачивать. После чего и появился программный документ, созданный, как и положено в бюрократическом государстве, руками тех, кто будет его выполнять. А простых граждан попросили больше не вмешиваться в тонкие материи, доступные пониманию только узкого круга специалистов. Действия Минобороны, естественно, тут же вызвали шквал возмущения, так как по мнению общества, дела в наших Вооруженных силах идут не настолько хорошо, чтобы можно было сворачивать реформы. Или, боже упаси, передавать их проведение самим военным. Но голос общественности так и не был услышан, после чего ей осталось только громко возмущаться наглостью генералитета, которому удалось подмять все под себя.

Тем не менее, события последнего лета, произошедшие в Ингушетии и Северной Осетии, показали, что наши вооруженные силы по-прежнему не являются эффективным средством отражения вражеского нападения. И что их реформирование с повестки дня не снимается. Вопрос только в том, каким образом эти самые силы реформировать, так как никакой ясности за последние несколько лет не прибавилось. Не мудрено, что военные решили своей властью прекратить разного рода обсуждения, которое только нервируют и мешают проходить действительную службу.

Но, кроме понятного раздражения на бесплодные обсуждения, у военных было еще несколько веских причин, по которым они могли закрыть, или (по нашему мнению) отодвинуть на некоторое время, проведение реформы. Основные идеи гражданских реформаторов сводились к тому, что армию надо сделать, во-первых, добровольной, а во-вторых, контрактной. И в-третьих, государство должно позаботиться о жилищном обеспечении отслуживших свой срок военных, предоставляя им право на приобретение жилья в любом районе страны.

Разумеется, при этом служба по призыву сохраняется, но существенно ужимается, и становится чисто учебной. То есть по призыву будут служить от силы год, а потом или уход в запас, или заключение контракта на службу в войсках. Для не желающих служить даже в учебной части предусматривается альтернативная служба по гражданским специальностям, не пользующимся большим спросом у трудоспособного населения. Таким образом, все выглядит вполне логично, ясно и понятно. Непонятно только одно — а как все это все профинансировать?

Понятно, что переход на контракт означает, что военнослужащий не просто выполняет свой долг перед Родиной, но становится наемным работником, заработная плата которого определяется спросом и предложением на рынке рабочей силы. Ну, а поскольку предложение рабочей силы, несмотря на высокую безработицу, в войсках не слишком высокое, то и ставки денежных заработных плат должны быть выше, чем в среднем по народному хозяйству. Одновременно к высокой заработной плате должны прилагаться меры из социального пакета: страхование жизни и здоровья, медицинское страхование, выход в отставку в более раннем возрасте, чем у гражданских специалистов, ну и, конечно, приобретение жилья за государственный счет после ухода в запас. Таким образом, реформа получалась очень затратной.

Сейчас, хотя об этом и не принято говорить вслух, служба в армии является для взрослого мужского населения страны своего рода натуральным налогом, который оно в обязательном порядке должно заплатить государству. Этот натуральный налог очень напоминает средневековые натуральные повинности, которые жители той или иной страны несли в пользу войск — квартирный постой, перевоз войск на обывательских телегах, поставки фуража и продовольствия для проходящих частей. Ну и, конечно, поставка рекрутов.

В современном обществе большинство натуральных повинностей отошло в область преданий, и давно заменено денежными налогами, но, вот, поставка рекрутов, как способ уплаты налогов натурой, у нас до сих пор сохранилась. Внятных объяснений этому странному явлению, которое вроде бы не должно иметь места в XXI веке, как минимум два. Во-первых, наша страна еще слишком бедна, чтобы позволить себе иметь армию, полностью финансируемую за счет государственного бюджета. Он такой нагрузки не выдержит, поэтому и приходится часть доходов получать в порядке натурального самообложения граждан. То есть в виде действительной воинской службы. Поэтому, кстати, в средние века действовала норма права, принятая после введения рекрутской повинности, что родители или сам молодой человек, на которого выпал жребий, могли откупиться от несения службы, внеся в бюджет специальный налог. То есть, не хочешь платить налог натурой - плати деньгами. Не правда ли, напоминает эпизоды нашей теперешней жизни? Но так же, как и сто, и двести лет тому назад, полностью заменить натуральный налог денежным не получается - из-за крайне низкой платежеспособности населения страны.

Во-вторых, далеко не каждое армейское командование откажется от использования такого ресурса, как резервисты, прошедшие действительную воинскую службу. Фактически, пригодным к службе в войсках в военное время оказывается все мужское население страны в возрасте от 18 до 45 лет. Это такой мобилизационный потенциал, которым служба по контракту обладать в принципе не может. Это же является преимуществом (наряду с дешевизной) по сравнению со странами с контрактной армией. Состоит оно в том, что в случае ведения длительных боевых действийличный состав войск скоро окажется истребленным, и его надо будет кем-то возмещать. И вот здесь-то у призывной армии появляется гигантский перевес над контрактной, потому что у нее есть резервы в виде почти всего взрослого мужского населения страны, а у контрактной армии такого резерва нет - ее резервами являются те же самые контрактники, у которых срок действия контракта истек. А их, по определению, во много раз меньше, чем солдат, отслуживших в свое время действительную военную службу.

Таковы аргументы, используя которое, военные могли отбить любую атаку на традиционные принципы формирования Вооруженных сил. Хотя им могли возражать, что поскольку Россия ни с кем в ближайшей перспективе воевать не собирается, и поэтому большая армия, и что самое главное, большое количество резервистов ей не понадобится, военные могли возражать, что в составе армии слишком много объектов инфрастуктуры, которые нужно постоянно охранять. И для этого и нужна большая призывная армия, иначе склады с оружием и боеприпасами, командные пункты и транспортные узлы могут оказаться под ударом то ли террористов, то ли агентов вражеских спецслужб. Поэтому, хоть воевать мы ни с кем не собираемся, но охранять военное имущество все-таки надо. А раз так — то и призыв тоже нужно оставить.

Таковы, по нашему мнению, основные причины, которые вызвали сворачивание процесса реформ в вооруженных силах. Но, хотя свернуть его и удалось, забыть о нем не получится, так как через несколько лет российская армия, хочет она того или нет, столкнется с нехваткой лиц призывного возраста. Сейчас, в принципе, трудностей с человеческими ресурсами быть не должно, потому что в призывной возраст вступают молодые люди, появившиеся на свет в 1985-1990 годах, когда в СССР была самая высокая рождаемость за тридцать предшествующих лет. Но, вот, начиная с 2008 года появятся трудности, так как призывного возраста достигнет молодежь, родившаяся после 1990 года, то есть во время экономических реформ, спада производства, обнищания населения и тому подобных гадостей, которые привели к резкому падению рождаемости. А это автоматически вызовет снижение призывного потенциала. И вот тогда военному руководству неизбежно придется что-то предпринимать, так как воспроизводить армию советского образца у них уже не получится. Так что у России есть всего четыре года, чтобы подготовиться к смене образа призывных действий.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).