«Яндекс» продали: инвесторы оценили компанию в 8 миллиардов долларов. Это фиксирует факт, что Россия может производить собственных «биллов гейтсов». Иное дело, что мировой бум интернет-компаний сильно напоминает время перед крахом доткомов, а Россия — не Америка. Государевы люди уже знают мощь интернета.
Размещение акций «Яндекса» на бирже проходит крайне успешно: по верхней границе ценового диапазона (устанавливается организаторами размещения) цены. Акция «Яндекса» продается за 24-25 долларов. Сама компания накануне размещения рассчитывала на 20-22 доллара за акцию. Источник, знакомый с ходом размещения рассказал Bloomberg, что «Яндекс» уже продал 52,2 млн акций. По результатам размещения, таким образом, компания получит 1,3 миллиарда долларов. Ажиотаж на акции был столь велик, что книга заявок от инвесторов была переподписана пять раз.
Среди интернет-компаний это крупнейшее по объему размещение акций на бирже с момента размещения Google на 1,7 миллиарда долларов в 2004 году.
Планировалось, что средства от размещения могут составить 1,04-1,15 миллиарда долларов, из которых 300 с небольшим миллионов пойдет на нужды компании. Остальные деньги достанутся акционерам. Теперь компания получит 385 миллионов, акционеры — более 900. Самый крупный акционер компании и ее основатель Аркадий Волож заработает порядка ста миллионов, его партнеры- менеджеры компании по нескольку миллионов (технический директор «Яндекса» Илья Сегалович — 20 миллионов, коммерческий директор Алексей Третьяков — 9 и так далее). По итогам размещения у Воложа останется чуть менее 20 процентов голосующих акций компании, у Сегаловича — чуть более 4.
Насколько успешно размещение «Яндекса» единого мнения нет. Некоторые аналитики рынка сравнивают компанию с Google, подчеркивая, что у Google капитализация составляет 5,6 годовых выручек. Исходя из этого порядка «Яндекс» должен стоить порядка 3,5-4 миллиардов долларов. Так перспективы размещения и оценивали аналитики в начале 2011 года. Однако инвесторы оценили компанию выше.
При этом, теперь некоторые наблюдатели отмечают, что справедливая цена на акцию поисковика еще выше. Причинами называется бум на мировом рынке интернет-рекламы и стабильно растущие показатели интернет-компаний вообще и «Яндекса» в частности.
Рынок интернет-рекламы в России в 2010 году, по данным АКАР, вырос на 40 процентов до почти миллиарда долларов (точнее — до 840 миллионов). Одним из основных игроков на нем является как раз «Яндекс». В начале 2011 года «Яндекс» заявил том, что общая выручка за 2010 год увеличилась на 43% и составила 12,5 миллиардов рублей (400 с небольшим миллионов долларов). Почти 90 процентов этой суммы — доходы от контекстной рекламы. Чистая прибыль «Яндекса» составила 134 миллиона долларов. Один из основных конкурентов «Яндекса» Mail.ru Group сгенерировала 124 миллиона долларов выручки от рекламы.
В 2013 году, по некоторым прогнозам, рынок онлайн-рекламы в России вырастет в разы по сравнению с прошлым годом и составит 2,3 миллиарда. Этим и объясняется оптимизм инвесторов.
Крайне успешное размещение акций «Яндекса» - еще одно свидетельство интернет-бума, который наблюдается в последние годы. Аркадий Волож собирался продать компанию еще в 1997 году за 20 тысяч, а сегодня получается долларовым миллиардером (Forbes в апреле оценил его состояние в 900 миллионов — см. 101 миллиардер). Однако на фоне недавней сделки по покупке убыточного Skype кажется, что энтузиазм инвесторов — чистой воды биржевой пузырь. Мы уже писали, что подобное наблюдалось и накануне краха доткомов в 2000 году (см. Виртуальные деньги).
Впрочем, риски «Яндекса» сводятся не только к глобальной конъюнктуре. Макроэкономическая ситуация в России довольно неустойчива, а это прямо влияет на рекламный рынок. «Яндекс» же не может диверсифицировать структуру доходов и уменьшить риски от падения рекламного рынка.
Иным существенным риском является государство. Когда чиновники поняли, что под боком у них вырос механизм не только для продажи товаров, но и для продажи мыслей, они попытались войти в бизнес компании. В результате сложных переговоров «золотую акцию» в «Яндексе получил государственный Сбербанк, но далее дело огосударствления поисковика не продвинулось. Говорили, что некоторое недовольство в околокремлевских сферах вызвало и «непатриотичное поведение» поисковика во время пятидневной войны с Грузией в 2008 году.
Государственного конкурента у «Яндекса» пока так и не возникло (слухи о «патриотичном поисковике» вообще как-то приутихли), а огосударствление становится после размещения довольно проблематичным дорогим процессом. Правда, если нашим бюрократам чего-то материального хочется, то они добиваются своих целей весьма радикальными методами. Примеры Чичваркина, Гуцериева и Ходорковского всем наука.