будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Хозяйство

Продастся все

Продастся все
ya

«Яндекс» продали: инвесторы оценили компанию в 8 миллиардов долларов. Это фиксирует факт, что Россия может производить собственных «биллов гейтсов». Иное дело, что мировой бум интернет-компаний сильно напоминает время перед крахом доткомов, а Россия — не Америка. Государевы люди уже знают мощь интернета.

Размещение акций «Яндекса» на бирже проходит крайне успешно: по верхней границе ценового диапазона (устанавливается организаторами размещения) цены. Акция «Яндекса» продается за 24-25 долларов. Сама компания накануне размещения рассчитывала на 20-22 доллара за акцию. Источник, знакомый с ходом размещения рассказал Bloomberg, что «Яндекс» уже продал 52,2 млн акций. По результатам размещения, таким образом, компания получит 1,3 миллиарда долларов. Ажиотаж на акции был столь велик, что книга заявок от инвесторов была переподписана пять раз.

Среди интернет-компаний это крупнейшее по объему размещение акций на бирже с момента размещения Google на 1,7 миллиарда долларов в 2004 году.

Цена в 25 долларов соответствует цене всей компании в 8 с хвостиком миллиардов долларов.

Планировалось, что средства от размещения могут составить 1,04-1,15 миллиарда долларов, из которых 300 с небольшим миллионов пойдет на нужды компании. Остальные деньги достанутся акционерам. Теперь компания получит 385 миллионов, акционеры — более 900. Самый крупный акционер компании и ее основатель Аркадий Волож заработает порядка ста миллионов, его партнеры- менеджеры компании по нескольку миллионов (технический директор «Яндекса» Илья Сегалович — 20 миллионов, коммерческий директор Алексей Третьяков — 9 и так далее). По итогам размещения у Воложа останется чуть менее 20 процентов голосующих акций компании, у Сегаловича — чуть более 4.

Доказано: в России появились собственные «биллы гейтсы» - вчерашние инженеры-миллионеры.

Насколько успешно размещение «Яндекса» единого мнения нет. Некоторые аналитики рынка сравнивают компанию с Google, подчеркивая, что у Google капитализация составляет 5,6 годовых выручек. Исходя из этого порядка «Яндекс» должен стоить порядка 3,5-4 миллиардов долларов. Так перспективы размещения и оценивали аналитики в начале 2011 года. Однако инвесторы оценили компанию выше.

При этом, теперь некоторые наблюдатели отмечают, что справедливая цена на акцию поисковика еще выше. Причинами называется бум на мировом рынке интернет-рекламы и стабильно растущие показатели интернет-компаний вообще и «Яндекса» в частности.

Рынок интернет-рекламы в России в 2010 году, по данным АКАР, вырос на 40 процентов до почти миллиарда долларов (точнее — до 840 миллионов). Одним из основных игроков на нем является как раз «Яндекс». В начале 2011 года «Яндекс» заявил том, что общая выручка за 2010 год увеличилась на 43% и составила 12,5 миллиардов рублей (400 с небольшим миллионов долларов). Почти 90 процентов этой суммы — доходы от контекстной рекламы. Чистая прибыль «Яндекса» составила 134 миллиона долларов. Один из основных конкурентов «Яндекса» Mail.ru Group сгенерировала 124 миллиона долларов выручки от рекламы.

В 2013 году, по некоторым прогнозам, рынок онлайн-рекламы в России вырастет в разы по сравнению с прошлым годом и составит 2,3 миллиарда. Этим и объясняется оптимизм инвесторов.

Крайне успешное размещение акций «Яндекса» - еще одно свидетельство интернет-бума, который наблюдается в последние годы. Аркадий Волож собирался продать компанию еще в 1997 году за 20 тысяч, а сегодня получается долларовым миллиардером (Forbes в апреле оценил его состояние в 900 миллионов — см. 101 миллиардер). Однако на фоне недавней сделки по покупке убыточного Skype кажется, что энтузиазм инвесторов — чистой воды биржевой пузырь. Мы уже писали, что подобное наблюдалось и накануне краха доткомов в 2000 году (см. Виртуальные деньги).

Впрочем, риски «Яндекса» сводятся не только к глобальной конъюнктуре. Макроэкономическая ситуация в России довольно неустойчива, а это прямо влияет на рекламный рынок. «Яндекс» же не может диверсифицировать структуру доходов и уменьшить риски от падения рекламного рынка.

Иным существенным риском является государство. Когда чиновники поняли, что под боком у них вырос механизм не только для продажи товаров, но и для продажи мыслей, они попытались войти в бизнес компании. В результате сложных переговоров «золотую акцию» в «Яндексе получил государственный Сбербанк, но далее дело огосударствления поисковика не продвинулось. Говорили, что некоторое недовольство в околокремлевских сферах вызвало и «непатриотичное поведение» поисковика во время пятидневной войны с Грузией в 2008 году.

Вроде бы именно после этого родилась идея «национального поисковика», с которой в прошлом году носились различные государственные мужи.

Государственного конкурента у «Яндекса» пока так и не возникло (слухи о «патриотичном поисковике» вообще как-то приутихли), а огосударствление становится после размещения довольно проблематичным дорогим процессом. Правда, если нашим бюрократам чего-то материального хочется, то они добиваются своих целей весьма радикальными методами. Примеры Чичваркина, Гуцериева и Ходорковского всем наука.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).