Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Во время одобрения документа на заседании правительства премьер Медведев признал, что впервые работать над проектом трехлетнего бюджета пришлось в столь тяжелых условиях: введение санкций наложилось на замедление экономического роста.
«Мы были вынуждены корректировать и так достаточно напряженный бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям», — признал премьер. Бюджет и правда сверстать было непросто: помимо санкций и, в лучшем случае, замедления роста, пришлось учитывать присоединение Крыма и Севастополя, а это дотационные регионы, а также снижение цен на нефть. По словам Медведева, в итак «достаточно напряженном бюджете» пришлось выискивать деньги для поддержки отраслей, подвергшихся ограничениям, «сохранив при этом макроэкономическую стабильность и выполнив все социальные обязательства».
По свидетельству очевидцев, в Государственную Думу из Белого дома был доставлены две сумки общим весом под 30 килограммов, объем внесенного бюджета — более 10 тысяч страниц.
Одновременно с проектом федерального бюджета традиционно внесены проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на ближайшие три года, а также основные направления бюджетной и налоговой политики, предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, расчеты по видам доходов, методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов, паспорта всех государственных программ и другие документы.
Согласно одобренному правительством документу, в 2015 году доходы бюджета составят 15,082 триллиона рублей (19,5% ВВП), расходы — 15,513 триллиона (20,1% ВВП), таким образом дефицит — всего 430,7 миллиарда (0,6% ВВП). В будущем, по планам кабинета, дефицит сохранится на том же уровне, а вот относительные показатели доходов и расходов будут падать: 19% и 19,6% в 2016, 18,4% и 19% в 2017.
Проблема бюджета в том, что расходы сформированы в рамках бюджетного правила, которое исходит из цены на нефть марки Urals в 96 долларов за баррель. При этом официальный прогноз — 100 долларов. Между тем уже сегодня стоимость нефти североморской марки Brent, которая на несколько долларов дороже Urals, колеблется в районе 97 долларов за баррель. Многие ожидают, что «эпоха высоких цен на нефть» вообще подходит к концу: дешевые сланцевые углеводороды в США, ослабевшая хватка саудовской монархии, усиление Китая, все это может привести к дальнейшему падению цены на нефть.
При этом правительство смогло отказаться от повышения налога на добавленную стоимость и введения налога с продаж — решение об этом было принято в последний момент, очевидно пришлось обратить внимание на мнение бизнеса и граждан.
Доходы в казну регионам обеспечить все равно придется. Налог с продаж, если все-таки был бы введен, помог бы в первую очередь богатым регионам с большим оборотом розничной торговли — Москве и Петербургу с областями, Татарстану, Кубани и некоторым другим. Вполне вероятно, что в качестве компенсации за так и не введенный налог федеральное правительство предусмотрело целевую помощь этим регионам. Так, например, Москва сможет рассчитывать на 32 миллиарда в 2015 году и по 45 миллиардов в 2016 и 2017 годах на развитие транспортной инфраструктуры. Московская область получит в 2015 году на эти же цели 18 миллиардов.
Более того, правительство нашло ресурсы для помощи компаниям, которые от санкций пока никак не пострадали. РЖД получит в 2015 году 30 миллиардов рублей в качестве субсидий, хотя изначально речь шла о 10-15 миллиардах. Правда, индексация тарифов на грузоперевозки заложена не десятипроцентная, как того желала монополия, а всего 7,5%, то есть по инфляции 2014 года.
Также в федеральном бюджете прописаны и некоторые другие решения правительства, которые, скорее всего, придутся по душе гражданам. Например тарифы на тепло будут повышены на 7%, что меньше прогнозируемой в 2014 году инфляции. Кроме того, правительство не поддержало Минфин и решило не отказываться от выплаты основной части пенсии работающим пенсионерам. Ведомство Антона Силуанова планировало сэкономить за счет этой меры 30 млрд в 2015 и 170 млрд в 2017.
Для финансирования дефицита Министерство финансов планирует занять в 2015 году более триллиона рублей на внутреннем рынке. В будущем планируется занимать меньше, 799,2 миллиарда и 929,2 миллиарда рублей соответственно. Кроме того, предусматривается возможность в ближайшие три года занимать по 7 миллиардов долларов в год. Программу приватизации предполагается постепенно сворачивать: в 2015 за счет распродажи государственного имущества планируется выручить около 150 миллиардов рублей, в 2016-м — уже 100 миллиардов, а в 2017 году — всего 3 миллиарда рублей.
Проект бюджета предполагает, что Резервный фонд пополняться не будет. Более того, риски недопоступления ненефтегазовых доходов, недополучения доходов от приватизации, а также вероятность провала программы заимствований могут привести к сокращению Резервного фонда к концу 2017 года примерно на треть, до 2,2 триллиона рублей, подсчитали в Министерстве финансов.
Теперь все 10 тысяч листов текста и таблиц необходимо будет перелопачивать депутатам Государственной Думы, если у кого-то на Охотном ряду, конечно, весь этот процесс вызывает интерес.