Программа по утилизации «автохлама» завершилась. Главным выгодополучателем от нее стал «АвтоВАЗ», сумевший получить небольшую прибыль по итогам прошлого года. Каждая вторая проданная автогигантом машина шла по программе. Теперь у «АвтоВАЗа» вновь начнутся проблемы.
Программа утилизации подержанных автомобилей завершена. Минпромторг уже выдал все сертификаты по программе, но продажи новых автомобилей по программе еще будут идти несколько месяцев.
Программа стартовала в марте 2010 года. В правительстве рассчитывали начать с января и планировали кампанию на год, но начать вовремя не успели. По программе каждый автовладелец, имеющий авто от 10 лет и старше, мог сдать свой автомобиль и получить 50 тысяч рублей для приобретения нового. Купить можно было только автомобиль российской сборки, попадающий в ценовой диапазон. Аналогичная программа поддержки отечественного автопрома работала, например, в Германии.
Менее чем через месяц после старта кампании по утилизации стало ясно, что отведенных денег — 10 миллиардов рублей, то есть 200 тысяч автомобилей — не хватит даже до 1 ноября, числа, которое было обозначено как дата конца утилизации. Уже за первый месяц было выдано 40 тысяч сертификатов. К началу мая — уже более 100 тысяч. К середине июня прошлого года квота в 200 тысяч авто была выбрана. Госчиновники, кажется, не ожидали того, насколько ажиотажным будет спрос на автомобили по программе.
Уже через два месяца после старта программы «АвтоВАЗ» стал активно продвигать идею продления программы. Продажи автоконцерна выросли сразу на 40 процентов и тольяттинцы вышли на такой объем производства, который гарантировал им безубыточность. «Это (увеличение спроса — «Полит.ру») дает нам надежду на то, что, если мы продлим эту меру и дальше, то «АвтоВАЗ» существенно оживет, и мы уже получим прибыльную компанию, если будем двигаться по этому пути дальше», - просил Путина губернатор Самарской области, бывший президент «АвтоВАЗа» Владимир Артяков.
Правительство пошло навстречу и продлило программу, удвоив ее финансирование — с 10.5 миллиардов рублей до 20,5. Второй этап программы был не таким активным, как первый с конца июня 2010 года по декабрь была выбрана вторая 200-тысячная квота. В начале утилизационной программы в месяц совершалось 57 тысяч сделок, в ходе второго этапа
Не дожидаясь конца второго этапа, правительство в конце октября пообещало программу продлить. После истечения лимита Минпромторг просто продолжил выдавать сертификаты. На программу утилизации в 2011 году заложили 13,5 миллиардов рублей. В том числе в рамках третьего этапа, запущенного в апреле и стоившего бюджету 5 миллиардов, было выдано 100 тысяч сертификатов. В общей сложности автовладельцы уже обменяли 600 тысяч старых автомобилей на скидку в 50 тысяч.
Далее начинаются вопросы. Еще со старта программы эксперты, в том числе работающие с правительством, указывали на то обстоятельство, что в ходе ее будет ожидаться заметное оживление спроса на автомобили. Однако после завершения эксперты ожидали резкое проседание искусственно созданного спроса. Такие последствия наблюдались в Германии, того же ждут и у нас. В правительстве это понимают — о таких опасениях говорил и премьер Путин.
Кризис сильно ударил по компании. И даже прямая и косвенная помощь государства в виде кредитов компании и контролирующим ее «Ростехнологиям» ли поездок Путина на «Калине» не могла существенно выправить положение. Программа утилизации помогла..«АвтоВАЗу» в прошлом году удалось добиться безубыточности. Если в 2009 году концерн показал 49 миллиардов убытков, то в 2010 вышел на прибыль в 3,6 миллиарда рублей.
Ассоциация европейского бизнеса прогнозировала, что продажи новых легковых автомобилей составят в 2010 году 1,45 миллионов штук. По факту вышло 1,75. На 2011 год ассоциация прогнозирует 2,2 миллиона проданных авто (с учетом LCV).
Оптимизм вселяет то, что теперь, кажется, спрос восстанавливается. В среднем рост продаж за первые пять месяцев этого года составил 60 процентов. У того же «АвтоВАЗа» продажи составили 236 тысяч авто, что сравнимо с 2008 годом (тогда компания с января по май реализовала 273 тысячи штук). Рост по сравнению с тем же периодом 2010 года составил 59 процентов. Однако фокус в том, что 113 тысяч из 236 приходится на продажи по программе утилизации. Иные производители менее зависят от утилизации. Проблем точно не избежать.
Когда государство взялось помогать «АвтоВАЗу», говорилось много слов о том, что нельзя уволить миллион рабочих, занятых на Тольяттинском заводе и смежных производствах. Пока завод спасли. Будет ли государство и далее помогать автогиганту — вопрос открытый. Судя по постоянному участию премьера Путина в судьбе компании, новых бюджетных трат избежать не удастся.
Стоит отметить что многие так же используют контрактные двигатели от иномарок. Двигатели б/у популярны в рядах консервативных личностей, желающих сделать свой автомобиль надёжнее.