Инвестиционная группа «Онэксим» Михаила Прохорова передала все технологии проекта гибридного автомобиля «ё-мобиль» государственному институту НАМИ. Об этом 7 апреля сообщила пресс-служба группы.
Договор о передаче прав был подписан 3 апреля, сумма сделки составила символический один евро, сообщает «Коммерсантъ». Данное решение в компании объяснили спадом авторынка и резким ростом цен на оборудование из-за ослабления рубля - большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом.
Как пояснил директор по инвестициям ОНЭКСИМа Валерий Сенько, с 2010 года «параметры проекта изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро», а на исследования уже потрачены «несколько сотен миллионов евро». В этой связи руководство компании решило передать все разработки государству за символическую плату, сохранив за собой лишь бренд «Ё».
«Нам поступали предложения от иностранных компаний о продаже технологий, но было принято принципиальное решение оставить их в России»,— пояснил Сенько. В свою очередь, замглавы Минпромторга Алексей Рахманов сообщил, что министерство и НАМИ «с благодарностью восприняли передачу технологий».
По словам источников, НАМИ стал наиболее понятным государственным партнером. В 2013 году компания «Ё-Инжиниринг», которая занимается проектированием «ё-мобиля», делала для института анализ платформы проекта «Кортеж» (производство автомобилей для первых лиц), а НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу «ё-мобиля».
Проект гибридного «ё-мобиля» с газобензиновым двигателем и электрической трансмиссией был анонсирован Прохоровым в 2010 году и собрал более 200 тысяч предзаказов. В конце 2010 года были представлены прототипы трех российских гибридных автомобилей (минивэн, кросс-купе и городской фургон), созданных на единой платформе.
Планировалось, что топливом для автомобиля будет служить бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут работать и электромоторы. Выбор названия «ё-мобиль» в компании-производителе объясняли тем, что эта буква является уникальной и существует только в русском языке.
Под проект «ё-мобиля» было создано совместное предприятие «Ё-Авто» (51% у ОНЭКСИМа, 49% у «Яровита» Андрея Бирюкова). Сейчас ОНЭКСИМу принадлежит уже 85% СП. Предполагалось, что цена «ё-мобиля» составит 350-500 тысяч рублей, а в год на начальном этапе планировалось выпускать 20 тысяч машин. Бюджет проекта оценивался в 150 млн евро.
Выпуск машин должен был начаться в мае 2012 года, и годом ранее «Е-Авто» подписало соглашение о строительстве завода в Санкт-Петербурге в промзоне Марьино, но сроки запуска не раз сдвигались.
Летом 2013 года власти Петербурга были вынуждены взять под охрану дорогу до недостроенного завода «ё-мобилей», так как на подступах к заводу начали массово воровать кабели и и даже светофоры.
В конце января 2014 Прохоров заявил: «Какой мобиль, у меня Олимпиада! Есть замечательные люди, которые занимаются этим проектом. Не хочу отнимать у них хлеб. Пусть сами все расскажут», а в феврале 2014 года глава комитета по промполитике города Максим Мейскин сообщил, что проект по производству «ё-мобилей» отложен на неопределенный срок.
Как пояснили источники «Коммерсанта», в связи с ростом затрат проект стал фактически нерентабелен, и «передача технологий государству — наиболее красивый и приемлемый вариант». Они отмечают, что по ходу работы «возникало много текущих непредвиденных проблем», в итоге цена «ё-мобиля» могла вырасти вплоть до миллиона рублей, что не отвечало концепции доступного российского автомобиля. По данным газеты, теперь производственный комплекс в Петербурге продадут.
P.S. "Ё-мобиль" это оказался не единственным приобретением НАМИ в понедельник. Был закрыт и проект по созданию первого российского суперкара Marussia Motors. Часть работников уволена, другая — переводится в НАМИ. Ну, вряд ли они займутся "Ё-мобилем".
Hopes & Fears пишут: "Предполагается, что автогонщик и основатель бренда Marussia Motors Николай Фоменко разошёлся с организаторами проекта «Кортеж», который заключался в создании автомобиля представительского класса для первых лиц государства и госчиновников".