будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Промежуточные итоги пятилетнего кризиса

Промежуточные итоги пятилетнего кризиса
financial-crisis-cartoon-27102008
Финансовый кризис. Источник: Muftah

Прошло пять лет с начала одного из самых длительных кризисов в истории мирового хозяйства. Срок достаточно большой, поэтому можно подвести «итоги», пусть даже пока промежуточные. А они пока очень неоднозначные.

Если посмотреть на статистику, то с формальной точки зрения кризис почти закончился. Так, данные по крупнейшей экономике мира – США, свидетельствуют, что она вышла, наконец-то, на докризисный уровень. Индекс промышленного производства на протяжении всей прошедшей части 2013 года находится всего лишь на 1 процентный пункт ниже уровня докризисного 2007 года. А что касается данных по ведущим отраслям американской экономики, то они еще более оптимистичны. Так, выпуск автомобилей всех видов в 2013 году находится в районе 11 млн. шт. (это столько же, сколько и в 2007 году), сборка гражданских коммерческих самолетов далеко превзошла предкризисный уровень (601 единица в 2012 году против 441 ед. в 2007 г.).

Правда, немного подкачало строительство новых жилых домов – в 2012 году их было введено 781 тыс. единиц, хотя докризисный максимум (в 2005 году) составлял 2 млн. 68 тыс.ед. Но с этим трудно что-либо сделать - в предкризисный период жилья было построено так много, что распродажа созданных запасов займет очень много лет; и пока эти запасы не разойдутся, они постоянно будут оказывать угнетающее воздействие на строительную отрасль. Хотя сама отрасль демонстрирует подъем – с минимума в 553 тыс. ед. в 2009 году она увеличила ввод, как мы только что показали, до 781 тыс. ед. в прошлом году и, судя по данным за первые 7 месяцев текущего года, превзойдет и этот уровень.

Вот только уровень безработицы остается достаточно высоким. Хотя в августе 2013 он составлял 7,3% от экономически активного населения, снизившись с кризисного максимума в 10% в октябре 2009 года, но до достижения докризисного минимума в 4,4%-4,6%, который наблюдался в 2006-2007 годах, ему еще далеко.

Такким образом, изрядно затянувшееся посткризисное восстановление худо-бедно завершилось. Однако, говорить о том, что восстановление вот-вот сменится новым подъемом, пока, к сожалению, не приходится, так как предыдущее развитие привело к появлению очень глубоких диспропорций, ликвидировать которые за пять лет, прошедших от начала кризиса, оказалось невозможно.

Основным содержанием экономического цикла 1998-2008 годов, который предшествовал кризису, было бурное развитие Китая и Индии, которое во многом было вызвано переносом производства в эти страны из США. В то время казалось, что все контрагенты данной операции получают от нее только бонусы. Китайцы и индусы развивают отечественное производство, создают новые рабочие места и увеличивают благосостояние своих граждан. В свою очередь, американские компании снижают издержки и наращивают прибыли, американские потребители получают товары, сделанные в Китае и Индии, по стабильным ценам, а государственный бюджет США мог наращивать расходы, не боясь столкнуться с жесткими ограничениями, так как большую часть его дефицитов покрывали инвесторы из того же Китая.

То есть, на первый взгляд, всем было хорошо, но, как показали кризис 2008 года и посткризисное пятилетие, этот перенос производства создал такие трудности для американской и мировой экономики, что она до сих пор не может их преодолеть; и поэтому новый экономический подъем по-прежнему остается под вопросом.

Сразу надо оговориться, что сам по себе перенос производства в другие страны не является чем-то новым для экономики США, так как этот процесс происходил практически все послевоенные десятилетия. Как только то или иное производство оказывалось черезчур затратным, его отправляли или в Латинскую Америку, или в Японию и Южную Корею, или в Юго-Восточную Азию. Правда, масштаб переноса, произошедшего в последнее десятилетие перед кризисом, затмил все предыдущие и привел, как теперь уже понятно, к гораздо более серьезным последствиям, чем это было раньше.

Вследствие этого переноса на пути дальнейшего развития американской экономики возникло два барьера. Во-первых, изменившееся распределение доходов между компаниями и наемными работниками и, во-вторых, изменение структуры расходов хозяйственных агентов.

Как известно, перенос производства был стимулирован крайне низкой заработной платой в Китае и очень высокой заработной платой в США. В 2006 году средняя часовая ставка всех занятых в США составляла около $20 в час, что при 40-часовой рабочей неделе дает $800 в неделю, или $3300 в месяц. В Китае в это же время заработная плата составляла 24 тыс. юаней в год, или 2000 юаней в месяц, что по условному курсу в 6 юаней за доллар составляет $330. То есть разрыв в заработных платах был в 10 раз. В настоящее время ситуация поменялась не слишком сильно. Часовая ставка в США в августе 2013 года составляет около $24 в час, $960 в неделю или $4000 в месяц. А в Китае годовая заработная плата повысилась до 43 тыс. юаней, или до 3500 юаней в месяц, что по тому же фиксированному курсу 6 юаней/$ дает $580. Таким образом, разрыв в заработных платах, хотя и сократился до семи раз, по-прежнему остается очень высоким.

Переводя призводство в Китай, американские корпорации серьезно экономили на изготовлении трудоемких товаров, и смогли получать за счет этого дополнительную прибыль. А вот у значительной части американских рабочих и служащих, ставших вследствие этого переноса полностью или частично безработными, произошло значительное снижение доходов. Таким образом, финансовое положение американских компаний резко улучшилось, а вот финансовое положение американских трудящихся сильно ухудшилось.

Но, если у занятых на производстве (а теперь, соответственно, бывших занятых) падают доходы, то они вынуждены сокращать свои расходы. А сокращение расходов, в свою очередь, приводит к падению потребительского спроса и вызывает снижение производства в отраслях, производящих потребительские товары и услуги. В этих отраслях тоже сокращается занятость и доходы, что еще больше снижает общие потребительские расходы. И вот эта спираль падения занятости, доходов и расходов будет раскручиваться до тех пор, пока вся экономика не остановится.

Попытки удержать эту спираль от раскручивания, естественно, предпринимались, и одна из этих попыток хорошо известна – это резкое расширение потребительского и ипотечного кредитования. Но эти мероприятия по поддержанию потребительского спроса оказались крайне неудачными и только привели к дополнительным трудностям и у заемщиков, и у кредиторов.

Была ли возможность избежать подобного развития событий естественным путем? Можно предположить, что такая возможность, и не одна, существовали; но, как оказалось на практике, их не смогли (или не захотели) использовать. Первая возможность состояла в том, что перенос производства в Китай и Индию должен был бы вызвать, по идее, общий рост доходов и потребительского спроса в этих странах. И этот рост действительно имел место; но он был недостаточно сиьным, чтобы компенсировать падение потребительского спроса в США, причем как раз по той самой причине, по которой произошел перенос производства – крайне низкая заработная плата на китайском и индийском рынке труда.

Более того, китайское политическое и экономическое рукововодство считало, что если низкая заработная плата – основное (если не единственное) конкурентное преимущество Китая, то надо всеми силами удерживать ее на стабильно низком уровне. И, несмотря на серьезное давление, которое оказывалось американскими и европейскими политиками, пытавшимися вынудить китайское руководство повысить заработную плату и социальные начисления, оно всерьез задумалось о росте внутренних доходов только после начала кризиса. Причем задумалось не потому, что хотело повысить уровень благосостояния своих граждан, а чтобы заместить сильно просевший внешний спрос внутренним спросом, и поддержать тем самым выпуск продукции в отечественной экономике.

Другая возможность состояла в том, чтобы американские корпорации, получавшие сверхприбыль от инвестирования в Китай и Индию, могли снизить цены на продаваемую продукцию, изготовленную в этих странах и, тем самым, поделиться частью свой прибыли с рядовыми потребителями. Если бы цены снижались, то тогда падение потребительского спроса в США, несмотря на падение доходов и занятости, было бы не таким сильным. Но ждать подобного рода поведения от корпораций было бы в высшей степени странно – они ведь производство переносили как раз для того, чтобы получать эту сверхприбыль и класть ее себе в карман, а не для того, чтобы делиться ею с кем попало.

Таким образом, «естественным» путем избежать накапливания диспропорций не удалось, как не удалось и снизить их давление «искуственным» путем. Поэтому исправление диспропорций стало возможным только в ходе сурового экономического кризиса.

Но одной диспоропорцией - падением доходов американских домохозяйств и ростом доходов корпораций - дело не ограничилось. Более серьезной проблемой оказалось нежелание тратить получаемые доходы и, соответственно, большая склонность к сбережениям, причем как у домохозяйств, так и у корпораций.

Финансовая политика домохозяйств хорошо понятна – они вынуждены сокращать расходы, так как им надо отдавать долги, созданные в докризисное время и, кроме того, они теперь желают иметь собственные сбережения, чего за ними уже давно не замечалось. Подобного рода изменение поведения вызвано массой причин, и не последнюю роль здесь играет необходимость выплачивать увеличившийся первый взнос по ипотеке.

Политика корпораций в области расходов тоже понятна – зачем вкладывать деньги в расширение производства, если, во-первых, уже имеющиеся мощности загружены не полностью и, во-вторых, если нет новых изобретений, которые смогли бы стимулировать появление еще одного сегмента спроса.

В результате такого «дружного» объединения усилий по экономии домохозяйств и корпораций образовался финансовый тромб, который закупоривает всю финансовую систему США, да и мировой экономики тоже.

Единственным транжирой остается государство, которое, стремясь компенсировать резко сократившийся спрос, тратит деньги налево и направо. Но толк от этого, увы, небольшой, так как все дополнительные расходы государства в конечном итоге оседают на счетах корпораций и домохозяйств в виде их дополнительных сбережений.

Здесь надо сказать, что если сбережения оседают в банках (или других финансовых институтах), то последние могут использовать эти ресурсы для кредитования реального сектора. Но, к сожалению, до настоящего времени банки не могли полностью использовать эти ресурсы, так как спрос на кредиты сильно упал. Все теперь сберегают, и никто больше не хочет брать кредиты и. соответственно, влезать в долги. Да и сами банки тоже теперь предпочитают держать больщую часть своих ресурсов в качестве резервов, а не предоставлять их своим клиентам.

Выход из этой ситуации будет, естественно, стандартным. Или появится какое-нибудь новое изобретение, которое позволит создать новый сегмент рынка, что вызовет приток инвестиций в этот сегмент; а уж новые инвестиции простимулируют и рост занятости, и рост доходов, и рост спроса и выпуска. Или имеющиеся налицо во всех секторах экономики материальные активы, после того, как они изрядно поизносятся, будут заменены на новые. А эта замена, что тоже естественно, потребует роста расходов и увеличения выпуска продукции. И тогда, может быть, мировая экономика выйдет из депрессивного состояния.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).