будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
пенсионная реформа
Июль 2, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Пусть выиграют обездоленные

Пусть выиграют обездоленные
98_04

Скоро первое апреля, то есть конец первого квартала, после которого Правительство РФ осуществит индексацию трудовых пенсий. Индексация происходит по двум параметрам: темпам инфляции и росту средней заработной платы за период, прошедший после предыдущей индексации. “Двойная” индексация не допускает, во-первых, обесценивания трудовой пенсии из-за роста потребительских цен, а во-вторых, отставания пенсии от роста заработных плат и относительного ухудшения материального положения неработающих граждан по сравнению с работающими. Индексации подлежит обе части трудовой пенсии: базисная - на величину инфляции, а страховая - на величину роста заработной платы. Источником выплат пи этом является единый социальный налог, часть которого зачисляется в федеральный бюджет для финансирования базисной пенсии, а другая – поступает в бюджет Пенсионного фонда РФ для выплаты страховой части.

Вследствие подобной схемы базисная пенсия является более “гарантированной”, чем трудовая, так как федеральный бюджет, в отличие от Пенсионного фонда, может перераспределить на выплату пенсий поступления от других налогов или использовать дополнительные доходы, которыми Пенсионный фонд, как правило, не располагает. Базисная часть с 01 октября 2003 года составляла 600 рублей в месяц, за 2004 год ее два раза индексировали и довели до 660 рублей. А после массовых протестов населения в связи с монетизацией социальных льгот с первого марта текущего года она в пожарном порядке была повышена до 900 рублей в месяц. Хотя по закону о Федеральном бюджете на 2005 год и по закону о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005 год, индексация должна была произойти, как ей и положено, первого апреля, и только на сто рублей. Но теперь, соответственно, она  вряд ли будет производиться. Зато будет проиндексирована страховая часть, которая сейчас в среднем составляет 2020 рублей в месяц. Посмотрим, как изменение базы расчета отразиться на доходах пенсионеров и во что оно обойдется государственным финансам.

Поскольку пенсия корректируется по двум показателям, – инфляции и росту заработной платы, - то прежде всего надо посмотреть, на сколько выросли потребительские цены за период с августа 2004 года (когда была произведена последняя “плановая” индексация) по март 2005 года и средняя заработная плата за 2004 год. Судя по данным Росстата, за этот период цены выросли на 9,2% (данных за март еще нет, но мы предположили, что они вырастут на ту же величину, что и в феврале – 1,1%). А заработная плата за прошлый год повысилась на 23%. То есть темп роста заработой платы опередил темп роста цен, и поэтому индексация будет проводиться только в пределах 23%. Причем не сразу на все 23%, а в лучшем случае только на половину - процентов 10-12. Что составит 200-240 рублей в месяц.

После определения размера увеличения индивидуальной пенсии можно посмотреть, как сильно придется потратиться государственному бюджету России, чтобы выполнить свои пенсионные обязательства перед населением. Пенсии сейчас получают около 38 млн. человек, поэтому ее разовое увеличение на 200 рублей вызовет рост расходов бюджетной системы на 7,6 млрд. руб. в месяц. А всего до конца текущего года бюджету придется раскошелиться на 68 млрд. руб. Как нам кажется, эта сумма вполне подъемная, и напряжения в государственных финансах не вызовет. Напряжение может вызвать другая вещь – “апрельская” индексация, в отличие от “мартовской”, ровным счетом ничего не меняет в бедственном положении людей, которые уже исчерпали свой трудовой ресурс, и могут существовать только за счет социальной помощи государства.

Подобная “нейтральность” Пенсионной системы была заложена еще при ее конструировании в 2001 году. Хотя в нее были включены прогрессивные по тем временам элементы, такие как автоматическая индексация пенсий и переход на накопительную систему, в целом она оказалась мало приспособленной для реалий российской экономики. Нам не хочется сейчас обсуждать провал введения механизма накопительных счетов, который так и не вызвал легализации теневых доходов (хотя авторы пенсионной реформы очень на это рассчитывали), так как это тема отдельного разговора, но вот механизм индексаций требует достаточно жесткой критики.

Система автоматического повышения пенсий в зависимости от роста цен и доходов работающего населения действительно очень важна, но в ней есть один существенный недостаток, который сводит на нет всю ее прогрессивность. Этот недостаток состоит в том, что индексация пенсий производится не до, а после того, как цены и заработные платы вырастут. Причем, происходит это через достаточно большие интервалы времени - четыре и восемь месяцев. И если за апрель-август рост цен имеет шанс оказаться не очень большим, то за сентябрь-март они могут подрасти очень даже серьезно, так как именно на зимне-весенний период приходится наиболее сильное удорожание продовольственной группы товаров, а в начале января происходит ежегодная индексация тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги.

При такой системе “запаздывающей” индексации доходы пенсионеров непрерывно снижаются на протяжении нескольких месяцев, а только потом одномоментно доводятся до нужного уровня. Естественно, что для государственного бюджета такая система финансирования пенсий очень удобна, так как до момента очередной индексации он может спокойно накапливать дополнительные доходы (в том числе и инфляционные) и распоряжаться ими по своему усмотрению. Но для получателей пенсий, для которых вся эта система и придумана, такой подход крайне не выгоден, так как из-за него они постоянно отбрасываются от уже достигнутого уровня потребления, который, честно говоря, и сам по себе является просто нищенским.

Чтобы сделать пенсионную систему более гибкой, имеет смысл отказаться от “запаздывающей” индексации пенсий, и перейти к системе индексации “опережающей”. Когда Государственная Дума принимает бюджет на очередной год, в котором указаны параметры инфляции, - при проведении первой же индексации лучше на эту сумму пенсии и увеличивать. А уже потом смотреть, насколько сильно отклонились фактические показатели инфляции от прогнозных, и в зависимости от ситуации принимать соответствующие меры. Если фактическая инфляция оказалась выше прогнозной (и уже проведенной индексации пенсий), то тогда пенсии можно будет индексировать еще раз. А если инфляции оказалась равной прогнозной или даже ниже ее (что сомнительно), - пусть самые обездоленные слои населения получат хоть какой-нибудь выигрыш. Потому что до сих пор они только проигрывали.

См. также:

  • Гриценко. Как победить бедность
  • Гриценко. Битва за лишние деньги
  • Гриценко. Либерализма стало больше
  • Гриценко. Пенсионерам индексируют только инфляцию
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).