Скоро первое апреля, то есть конец первого квартала, после которого Правительство РФ осуществит индексацию трудовых пенсий. Индексация происходит по двум параметрам: темпам инфляции и росту средней заработной платы за период, прошедший после предыдущей индексации. “Двойная” индексация не допускает, во-первых, обесценивания трудовой пенсии из-за роста потребительских цен, а во-вторых, отставания пенсии от роста заработных плат и относительного ухудшения материального положения неработающих граждан по сравнению с работающими. Индексации подлежит обе части трудовой пенсии: базисная - на величину инфляции, а страховая - на величину роста заработной платы. Источником выплат пи этом является единый социальный налог, часть которого зачисляется в федеральный бюджет для финансирования базисной пенсии, а другая – поступает в бюджет Пенсионного фонда РФ для выплаты страховой части.
Вследствие подобной схемы базисная пенсия является более “гарантированной”, чем трудовая, так как федеральный бюджет, в отличие от Пенсионного фонда, может перераспределить на выплату пенсий поступления от других налогов или использовать дополнительные доходы, которыми Пенсионный фонд, как правило, не располагает. Базисная часть с 01 октября 2003 года составляла 600 рублей в месяц, за 2004 год ее два раза индексировали и довели до 660 рублей. А после массовых протестов населения в связи с монетизацией социальных льгот с первого марта текущего года она в пожарном порядке была повышена до 900 рублей в месяц. Хотя по закону о Федеральном бюджете на 2005 год и по закону о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005 год, индексация должна была произойти, как ей и положено, первого апреля, и только на сто рублей. Но теперь, соответственно, она вряд ли будет производиться. Зато будет проиндексирована страховая часть, которая сейчас в среднем составляет 2020 рублей в месяц. Посмотрим, как изменение базы расчета отразиться на доходах пенсионеров и во что оно обойдется государственным финансам.
Поскольку пенсия корректируется по двум показателям, – инфляции и росту заработной платы, - то прежде всего надо посмотреть, на сколько выросли потребительские цены за период с августа 2004 года (когда была произведена последняя “плановая” индексация) по март 2005 года и средняя заработная плата за 2004 год. Судя по данным Росстата, за этот период цены выросли на 9,2% (данных за март еще нет, но мы предположили, что они вырастут на ту же величину, что и в феврале – 1,1%). А заработная плата за прошлый год повысилась на 23%. То есть темп роста заработой платы опередил темп роста цен, и поэтому индексация будет проводиться только в пределах 23%. Причем не сразу на все 23%, а в лучшем случае только на половину - процентов 10-12. Что составит 200-240 рублей в месяц.
После определения размера увеличения индивидуальной пенсии можно посмотреть, как сильно придется потратиться государственному бюджету России, чтобы выполнить свои пенсионные обязательства перед населением. Пенсии сейчас получают около 38 млн. человек, поэтому ее разовое увеличение на 200 рублей вызовет рост расходов бюджетной системы на 7,6 млрд. руб. в месяц. А всего до конца текущего года бюджету придется раскошелиться на 68 млрд. руб. Как нам кажется, эта сумма вполне подъемная, и напряжения в государственных финансах не вызовет. Напряжение может вызвать другая вещь – “апрельская” индексация, в отличие от “мартовской”, ровным счетом ничего не меняет в бедственном положении людей, которые уже исчерпали свой трудовой ресурс, и могут существовать только за счет социальной помощи государства.
Подобная “нейтральность” Пенсионной системы была заложена еще при ее конструировании в 2001 году. Хотя в нее были включены прогрессивные по тем временам элементы, такие как автоматическая индексация пенсий и переход на накопительную систему, в целом она оказалась мало приспособленной для реалий российской экономики. Нам не хочется сейчас обсуждать провал введения механизма накопительных счетов, который так и не вызвал легализации теневых доходов (хотя авторы пенсионной реформы очень на это рассчитывали), так как это тема отдельного разговора, но вот механизм индексаций требует достаточно жесткой критики.
Система автоматического повышения пенсий в зависимости от роста цен и доходов работающего населения действительно очень важна, но в ней есть один существенный недостаток, который сводит на нет всю ее прогрессивность. Этот недостаток состоит в том, что индексация пенсий производится не до, а после того, как цены и заработные платы вырастут. Причем, происходит это через достаточно большие интервалы времени - четыре и восемь месяцев. И если за апрель-август рост цен имеет шанс оказаться не очень большим, то за сентябрь-март они могут подрасти очень даже серьезно, так как именно на зимне-весенний период приходится наиболее сильное удорожание продовольственной группы товаров, а в начале января происходит ежегодная индексация тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги.
При такой системе “запаздывающей” индексации доходы пенсионеров непрерывно снижаются на протяжении нескольких месяцев, а только потом одномоментно доводятся до нужного уровня. Естественно, что для государственного бюджета такая система финансирования пенсий очень удобна, так как до момента очередной индексации он может спокойно накапливать дополнительные доходы (в том числе и инфляционные) и распоряжаться ими по своему усмотрению. Но для получателей пенсий, для которых вся эта система и придумана, такой подход крайне не выгоден, так как из-за него они постоянно отбрасываются от уже достигнутого уровня потребления, который, честно говоря, и сам по себе является просто нищенским.
Чтобы сделать пенсионную систему более гибкой, имеет смысл отказаться от “запаздывающей” индексации пенсий, и перейти к системе индексации “опережающей”. Когда Государственная Дума принимает бюджет на очередной год, в котором указаны параметры инфляции, - при проведении первой же индексации лучше на эту сумму пенсии и увеличивать. А уже потом смотреть, насколько сильно отклонились фактические показатели инфляции от прогнозных, и в зависимости от ситуации принимать соответствующие меры. Если фактическая инфляция оказалась выше прогнозной (и уже проведенной индексации пенсий), то тогда пенсии можно будет индексировать еще раз. А если инфляции оказалась равной прогнозной или даже ниже ее (что сомнительно), - пусть самые обездоленные слои населения получат хоть какой-нибудь выигрыш. Потому что до сих пор они только проигрывали.