Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о возможности строительства железнодорожной ветки от Сковородино до Китая вместо планируемой нефтяной трубы. Это заявление вызвало недоумение и породило массу вопросов.
Идея проложить нефтепровод в Китай витала в воздухе еще в конце 90-ых. В 1999 году она обрела конкретные очертания: тогда экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский договорился с руководством Китая о прокладке трубопровода Ангарск — Дацин. Однако эта идея не нашла поддержки у государства, а точнее у «Транснефти», которая была принципиально против частных нефтепроводов. Вместо этого в 2003 году правительство одобрило строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан с ответвлением на Китай. Стоимость проекта оценивается в $11,5 млрд. Предполагается, что 50 млн тонн будет прокачиваться в Находку для Японии и стран АТР, а потребителем еще 30 млн тонн станет Китай.
При варианте, озвученным Грефом, эти 30 миллионов тонн нефти должны будут транспортироваться по железной дороге. Однако здесь существует несколько неясных моментов. В РЖД уверены, что компания имеет возможность транспортировать в цистернах по железной дороге такие объемы. При этом в 2005 году по железной дороге в Китай было поставлено только 8 млн тонн нефти и за счет каких ресурсов в компании планируют увеличить объем перевозок пока в два, а далее почти в четыре раза не совсем понятно, особенно учитывая, что глава РЖД Владимир Якунин последнее время все больше внимания уделяет футболу и гуманитарным наукам. Уже в этом году планировался рост поставок до 15 млн т., однако к 1 октября по железной дороге в Китай прибыло всего 7,8 млн тонн, и каким образом в последнем квартале этого года РЖД сможет втрое увеличить объем транспортировок и выполнить свои обязательства неизвестно.
Однако вместе с тем для РЖД вариант, предложенный Грефом чрезвычайно выгоден, и не исключено, что именно ею же и предложен. Аналитик ИК «Антанта-капитал» Александр Блохин отметил, что «РЖД не хочет терять свой хлеб», а здесь компании может достаться весьма достойный кусок, отобранный у «Транснефти».
Греф пытался обосновать возможность строительства железнодорожной ветки от Сковородино экономическими соображениями, заявив, что это может оказаться более выгодным, чем строительство трубы. Однако аналитик ИК Financial Bridge Ольга Шкред высказала мнение, что железнодорожные перевозки в любом случае обойдутся дороже, чем транспортировка по нефтепроводу, в этом с ней солидарен и Александр Блохин. При этом Шкред отметила, что нефтепровод гораздо выгоднее еще и по таким моментам, как общая безопасность, рентабельность и перспективы долгосрочного сотрудничества. Аналитик ИК Проспект Дмитрий Мангилев помимо этого отметил, что труба гораздо удобнее непосредственно нефтяникам, особенно учитывая тот факт, что общая длина ответвления до Китая составит всего несколько десятков километров.
Заявление Грефа удивительно еще и тем, что ранее, именно МЭРТ и его глава активно продвигали идею строительства нефтепровода Ангарск–Находка с ответвлением на Дацин, вместо планировавшегося ЮКОСом прямого маршрута Ангарск-Дацин,
При этом китайская сторона крайне заинтересована именно в нефтепроводе. Более того, подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) для ответвления нефтепровода на Дацин была проведена на китайские деньги, предоставленные нефтяной компанией СNPC.
Китайская сторона готова даже строить нефтепровод до Сковородина за свой счет, но сейчас решающей остается позиция российской стороны, которая никак не может определиться с путями и методами транспортировки. По мнению аналитика ИК «Антанта-капитал» Александр Блохин сейчас все упирается в отсутствие договора о цене на нефть с Китаем, и именно этим вызвана подобная неопределенность. Но нельзя исключать и того, что причиной является конкурентная борьба между РЖД и «Транснефтью», считает Дмитрий Мангилев.
Конкуренция «Транснефти» и РЖД послужит проверкой - чьи лоббистские возможности шире - Владимира Якунина или Семена Вайнштока. Если, конечно, Семен Вайншток не сдался уже до начала противостояния. Нефтепровод Ангарск-Находка «Транснефти» гарантирован, а отказ от «китайского» проекта, по мнению аналитиков, мог быть согласован на самом верху. В конце концов, не зря Владимира Якунина периодически сватают в преемники. А даже потенциальный президент должен обладать большим аппаратным весом. И разбираться во всем. И в истории, и в футболе, и уж конечно в экспорте нефти в больших объемах.