Украинский премьер Юлия Тимошенко на первой после январской «газовой войны» встрече со своим российским коллегой Владимиром Путиным попыталась найти примирение и добиться некоторых уступок по газовым вопросам, но преуспела далеко не во всем – в Москве все-таки слишком обижены на «брюссельский договор» Украины с Евросоюзом. Хотя, по выражению российского посла на Украине Виктора Черномырдина, «атмосфера была братская, почти в обнимку».
Главный шаг навстречу, который сделала Тимошенко, – это ее согласие на то, чтобы Россия принимала участие в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Ожидается, что на этот счет будет подготовлено межправительственное соглашение, которое станет аналогом газовой «брюссельской декларации», подписанной 23 марта между Украиной и Евросоюзом. Этот документ сильно обидел Москву, поскольку он не предусматривает участия России в модернизации украинской ГТС, несмотря на то, что она является основным поставщиком газа в ЕС. На встрече Путин не забыл напомнить об этом Тимошенко и отметить, что Россию это никак не устраивает.
Путин заявил, что Россия не претендует на управление украинской ГТС и на долю в ней. Он в очередной раз предложил создать международный консорциум, который мог бы взять в эксплуатацию ГТС на правах аренды. Тимошенко подчеркнула, что Россия может участвовать в модернизации системы, но она должна остаться в собственности Украины.
Тимошенко смогла договориться о том, чтобы «Газпром» штрафовал украинскую сторону за недобор газа. Путин по итогам переговоров заявил, что на Украину штраф в $2 млрд накладываться не будет. В I квартале импорт газа из России, по данным «Нафтогаза», составил 2,5 млрд кубометров – вдвое меньше, чем предусмотрено контрактом. Одним из вариантов компенсации потерь «Газпрома» может стать зачет штрафов в счет оплаты транзита газа, сообщил Путин, но признал, что тогда могут возникнуть проблемы при заключении долгосрочных контрактов, если, например, вместо «Нафтогаза» появится другой собственник. Тимошенко выразила российской стороне благодарность за понимание и отметила, что сегодня Украина берет столько, «сколько позволяет кризис» (на Украине сократилось промышленное производство и потребление газа), и оплачивает все полностью.
Не удалось Тимошенко выбить кредит в $5 млрд на закачку газа в украинские подземные газохранилища (ПГХ). Тимошенко предложила, чтобы «Газпром» оплатил транзит газа в Европу на определенный срок вперед и эти средства были бы использованы для оплаты поставок газа. Однако российский премьер отметил, что эта проблема требует дополнительных консультаций. Тут он припомнил брюссельский договор. По словам Путина, с учетом подписанной в Брюсселе декларации о модернизации украинской ГТС у России нет уверенности, что, заплатив вперед $5 млрд, «Газпром» будет иметь какие-то гарантии, так как брюссельская декларация предусматривает возможность появления нового юрлица, которое будет осуществлять транзит.
Он отметил, что в ПХГ Украины должно быть закачано порядка 20 млрд кубометров газа. «Мы говорим о закачке газа в ПХГ – приезжайте в Брюссель, возьмите 5 млрд и заплатите «Газпрому», и все, вот и вся проблема на копейки», – добавил Путин.
Также нерешенным остался вопрос о снижении законтрактованного объема поставок газа на Украину с 40 млрд кубометров до желаемым Юлией Тимошенко 33 млрд. В ходе расширенной встречи два премьера ни словом ни обмолвились об этом вопросе, хотя для Тимошенко он был одним из главнейших. В Москве настаивают на том, что в этом году поставки уже не подлежат изменению, но будет обсуждаться пересмотр лимитов на 2010 году. Следующая встреча премьеров может состояться осенью.