Тест-драйв «Ё-мобиля» от премьера Путина — не только символическое событие. Это еще и скрытая реклама, которой в публичной деятельности первых лиц в последние годы становится все больше. Кажется, что подобная активность в российских условиях лишний раз нарушает рыночные принципы.
Поездка Владимира Путина на «Ё-мобиле» олигарха Михаила Прохорова — сильно символический акт. Несомненно, что премьерская служба протокола проявила похвальное чувство юмора, устроив выездку авто в «день дурака».
Здесь, разумеется, наличествует отсыл к другой известной поездке премьера Путина — летом 2010 года он совершил вояж на желтой «Ладе-Калина» (числом три штуки) по трассе Чита-Хабаровск. Поездка та запомнилась рядом интервью центральным СМИ прямо на борту машины и вполне радищевскими посещениями премьера окрестных жителей.
Символически оба путешествия являются своего рода подведением итогов развития отечественной промышленности. Защита «АвтоВАЗа» и его продукции, качество которой вызывает у многих граждан нарекания, - фишка премьера с начала кризиса. Премьер уделил заводу массу времени в ходе общения с россиянами в декабре 2009 года. Премьер утвердил решения о прямых и косвенных субсидиях автогиганту. Правительство, возглавляемое Путиным, приняло программу утилизации старых автомобилей — до 80 процентов автомобилей, проданных по программе, были продукцией «АвтоВАЗа». Премьер похвалялся еще и автомобилем «Нива» перед журналистами.
Приблизительно также обстоит дело и с выбором трассы, по которой решил прокатиться премьер. Чита-Хабаровск страшный долгострой — ее «сдавали» (обещали сдать) каждый год все президентство Путина. И вот, наконец, на нее даже можно запустить премьера. Трасса, по свидетельству отдельных скептиков, под стать «Ладе» - нескладная и проехать местами сложно, но она уже есть. «Лада» у премьера, кажется, тоже сломалась и пришлось пользоваться запасными вариантами. Одним словом: символы советского еще прошлого и советского же хозяйственного комплекса. Под стать которому глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов — бывший сотрудник спецслужб и ныне квази-министр.
«Ё-мобиль» - символ не прошлого, но будущего. Гибридный автомобиль, призванный сделать движение экологически чистым и даже энергоэффективным. Российская утопия бизнемена, «который-сделал-себя-сам», - главы группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Дорога тоже не из последних — премьер добрался на автомобиле от своей резиденции в «Ново-Огарево» до президентской в Горках. Блеск современной России напоказ.
Основное слово, которое здесь следует считать определяющим, - вовсе не «первое апреля-никому не верю».
То есть — скрытая реклама товаров и услуг посредством размещения оной в медиа-продуктах. Без сопровождения предупреждением о рекламной сути информации.
Продакт-плейсмент со стороны первых лиц — далеко не новинка. Ноутбуки Vaio на заседаниях правительства, призыв Дмитрия Медведева к иностранным политологам из клуба «Валдай» делать покупки в ГУМе, многочисленные инновационные гаджеты от Стива Джобса, которыми нынешний президент облагодетельствовал продвинутую часть чиновничества. Твиттер и ЖЖ, наконец, столь усердно пропагандируемые Дмитрием Медведевым.
Из последнего — Медведев в Челябинске занялся фотографией и вездесущий LifeNews тут же передал, что президент фотографирует теперь новой камерой, с указанием марки и теххарактеристик.
Несомненно, и первым лицам надо на чем-то ездить (предпочитают они это делать, впрочем, на Мерседесах) и работать на каких-то компьютерах. Однако систематическое предпочтение определенным торговым маркам заставляет всякий раз усомниться в рассказах о рыночной конкуренции, которыми любят нас баловать первые лица. Впрочем, вряд ли ФАС усмотрит в такой деятельности нарушение закона о конкуренции.