Израильская газета Haaretz сообщила со ссылкой на министерство инфраструктуры, что Израиль ведет переговоры с "Газпромом" о строительстве завода по производству LNG (liquid natural gas) - СПГ(сжиженного природного газа) для экспорта продукции в США. Технически проект выполним - ведь строит же British Gas завод СПГ с тем же экспортным рынком в соседнем Египте. Если речь идет о способности выдерживать технологический цикл, то Израиль в более выгодном положении - производство СПГ штука сложная и наукоемкая.
Вопрос заключается в том, откуда возьмется газ для завода - по данным израильской газеты - около 12 млрд.куб.м. У Израиля таких мощностей нет - есть небольшое морское месторождение в рядом с Хайфой и ряд других мелких месторождений. У "Газпрома" же есть свободные транзитные мощности в Турции, которые возникли в результате реализации проекта "Голубой поток". Тогда в конце 1990-х годов "Газпром", ища пути транзита газа в обход Украины, подписал соглашение с Турцией. Турки оказались мастерами переговоров - подписав соглашение, и построив трубопровод, они фактически выкрутили российскому концерну руки, заставив его принять ряд маловыгодных условий.
Южный фланг российской дипломатии в последнее время активизировался, и Турция в силу ряда геополитических причин видимо готова будет стать транзитером российского газа. Только скорее всего не в Европу, куда рвется иранский газ со своими партнерами - противниками "Газпрома". И здесь весьма кстати подвернулся геополитический партнер России - Израиль.
О том, что представляет собой Израиль для России и ее президента можно говорить достаточно долго. Глава «Газпрома» Алексей Миллер отправился в Израиль еще летом прошлого года. В ходе переговоров он встречался с израильской элитой, в том числе с премьер-министром Шароном, с вице-премьером Израиля Эхудом Олмертом, министром финансов Беньямином Нетаньяху, министром инфраструктуры Йоси Парицки, а также президентом «Офер Групп» Иденом Офером.
"На встрече с Алексеем Миллером премьер-министр Ариэль Шарон подчеркнул высокую заинтересованность в поставках российского газа в Израиль на основе долгосрочных контрактов" - сообщила тогда пресс-служба "Газпрома". Непривычно высокий статус переговоров и продолжительность визита (три дня для занятого собственными проблемами Миллера – это очень много) вызвал тогда ряд вопросов.
Особенно странен был визит главы крупнейшей газовой корпорации, если учесть, что нынешний уровень потребления газа в Израиле невысок, доставка -- через Турцию и Средиземное море весьма сложна ( не невозможна - "Голубой поток", или пока не реализованный трубопровод по дну Балтийского моря - не менее сложные проекты). Проект строительства завода СПГ конечно добавляет экономическую эффективность в проект, но не снимает вопросы - почему Израиль.
И здесь видимо нужно вспомнить о личных симпатиях и антипатиях президента Путина и геополитических взглядах. Что бы ни говорили, Шарон, действительно симпатичен Путину. Верно и обратное, возможно, Шарон увидел в Путине, справившемся со своими политическими противниками - себя молодого и удачливого. Но есть, видимо, и еще один момент - Израиль, скорее всего, был первым геополитическим проектом президента Путина.
Глава "Газпрома" же Алексей Миллер, уже давно выполняет функции вице-премьера «узкого кабинета» по особым поручениям. Его пост – главы компании - крупнейшего донора российского бюджета, дает ему возможность инвестировать в специальные проекты необходимые суммы без ненужных бюрократических процедур.
Именно, с целью разведать геополитическую обстановку и отправлялся в Израиль Алексей Миллер летом 2004 года. Именно для реализации геополитических проектов возник завод СПГ в Израиле. Тот, прошлогодний, визит был скомкан, - скорее всего, ведомство тогдашнего министра инфраструктуры Йоси Парицкого отвратительно подготовило документы, а сразу после отъезда Миллера возник "шпионский скандал". Но видимо, проект продолжался и жил своей жизнью и в конце концов пришел к заводу СПГ в стране, для которой рынок США открыт.