Президент Владимир Путин в четверг встретился с наследным принцем эмирата Абу-Даби генерал-полковником Мухаммедом бен Зайд аль-Нахайяном. Абу-Даби — крупнейшая и богатейшая часть Объединенных Арабских Эмиратов, которые, в свою очередь, являются одним из ключевых экспортеров нефти на Ближнем Востоке.
Вообще-то наследный принц Мухаммед аль-Нахайян занимает пост заместителя верховного главнокомандующего вооруженными силами Объединенных Арабских Эмиратов и курирует местный ВПК, так что, как правило, посещает Россию для того, чтобы договориться о закупках того или иного вооружения.
Путин и правда обсудил с наследным принцем участие вооруженных сил ОАЭ в операции против Исламского государства Ирака и Леванта — единственная женщина-пилот, которая участвовала в бомбардировках позиций исламистов, служит именно в армии Объединенных Арабских Эмиратов.
Впрочем, в последнее время Мухаммед аль-Нахайян, сын основателя и первого президента ОАЭ, правителя эмирата Абу-Даби шейха Зайда бен Султана аль-Нахайяна и брат нынешнего президента ОАЭ шейха Халифы бен Зайда аль-Нахайяна, получает все большие полномочия: через него проходит все больше вопросов, требующих согласования правящей фамилии.
Правительство эмирата Абу-Даби, например, готово вложить до 5 миллиардов долларов в строительство Центральной автомобильной дороги вокруг Москвы. Впрочем, главной темой переговоров президента России и наследного принца Абу-даби стали не инвестиции, а цены на нефть.
Объединенные Арабские Эмираты - достаточно сложно устроенное государство. Оно состоит из нескольких весьма автономных эмиратов, которыми управляют наследственные монархи. Пост президента принадлежит правящему эмиру Абу-Даби, то есть, де-факто, тоже является наследственным. Президент ОАЭ также является Верховным главнокомандующим вооруженных сил и возглавляет Высшего совета ОАЭ по делам нефти — именно она является главным богатством государства. ОАЭ являются восьмым в мире производителем нефти, в стране добывается почти 3 миллиона баррелей в день. При этом почти всю нефть ОАЭ вывозит, и потому является четвертой страной по объему экспорта нефти.
Стоимость энергоресурсов в последнее время беспокоит всех экспортеров нефти. За квартал цена на североморскую «эталонную» марку Brent снизилась более чем на 20 процентов. Несмотря на то, что многие уверены, что цены на нефть контролируются теми или иными силами, в реальности точно предсказать стоимость нефти через год, два или пять лет мало кто берется.
Снижение цен на нефть в 2014 году объясняется двумя факторами.
Первый — это снижение спроса, или, точнее, спрос стал расти медленнее. Это происходит не только из-за слабого экономического роста в Европе, но и из-за торможения экономического роста в Индии и Китае. Именно на рост спроса в странах Восточной и Южной Азии рассчитывали продавцы нефти в последние годы, однако теперь, например, индийские потребители, закупая топливо на Ближнем Востоке, добиваются заметных скидок.
Второй фактор — сланцевая революция в Соединенных Штатах. Благодаря технологическому прорыву стало возможно добывать нефть и газ, которые раньше промышленными методами извлечь из недр было просто невозможно. В результате США стали крупнейшим производителем газа в мире и близки к тому, чтобы вернуть себе первенство и в производстве нефти.
Сланцевая революция привела к тому, что США и Канада сильно сократили закупки нефти и газа, а в ближайшее время могут начать экспорт газа в Восточную Азию.
Впрочем, эти два фактора объясняют снижение цен на нефть только при условии, что рынок этот является «рынком покупателя», то есть где цены устанавливаются исходя из возможности покупателя. Существуют сторонники теории о том, что рынок нефти — это «рынок продавца», то есть цена на нем формируется исключительно исходя из интересов производителей и экспортеров.
В этом случае для понимания ситуации на рынке российскому руководству действительно имеет смысл общаться с влиятельными представителями ОПЕК, Организации стран — экспортеров нефти. 12 стран, входящих в картель, производят более 33 миллионов баррелей нефти в день, это около 40% от мировой добычи. Россия, для сравнения, добывает около 13% нефти в мире.
У производителей нефти могут быть свои поводы снижать цены. Слишком высокая цена на нефть в 1970-е привела не только к энергетическому кризису на Западе, но и к разработке энергосберегающих технологий и к началу добычи нефти на шельфе Северного моря, благодаря чему Европа начала отчасти обеспечивать себя топливом самостоятельно. Соответственно сейчас снижение цен может приостановить развитие сланцевой революции — пока что добыча сланцевой нефти дороже, чем извлечение нефти из шельфа Персидского залива. Впрочем, как показывает практика, остановить технологическую революцию практически невозможно.
Некоторые считают, что снижение цен на нефть имеет целью нанести удар по экономике России — как, якобы, уже произошло в 1980-е. Есть мнение, что тогда Соединенные Штаты и Саудовская Аравия договорились снизить цену на нефть для подрыва экономики СССР, который в 1979 ввел войска в Афганистан.
Теперь же западные лидеры недовольны политикой России на Украине — остается только понять, зачем снижать цену на нефть арабским шейхам.
С этой точки зрения, конечно, сверка часов Владимиром Путиным с влиятельными арабскими лидерами крайне важна. Впрочем, это имеет значение, только если кто-то действительно может повлиять на цену на нефть. А в этом до конца никто не уверен.